Елена Крюкова. Cчастье родной земли

ЛИТЕРАТУРА
3418

Жолтай Жумат-Алмашулы. Жизнь горькая и сладкая.  Москва, «Художественная литература», 2020

Перед нами - книга, вышедшая в знаменитом столичном издательстве "Художественная литература". Книга не просто интересная и увлекательная - эти эпитеты можно применить к любому, живо развивающемуся, насыщенному событиями и мыслями тексту, - но прежде всего важная для современного читателя: с помощью художественных средств, точного слова в ней рассматриваются подчас слишком болезненные, животрепещущие нынешние реалии. 

В одной книге - два коротких романа: "Олигарх и Олимп" и "Интерадам". И первый роман, "Олигарх и Олимп", сразу же погружает нас в атмосферу, в судьбы тех, кто нынче, как принято считать, правит миром - в жизнь богатых людей, олигархов, нуворишей, представителей крупного современного бизнеса. 

"С одной стороны, у него на счетах накопилось много средств, и доходы поступали от всех дел, и даже курс биткоина шел вверх вопреки мрачным прогнозам. С другой стороны, все равно не хватило бы денег для решений всех задач, стоящих перед ним, и оставались под вопросом реализация многих мечтаний. Казалось бы, многие дела, которые можно было бы осуществить одним махом, теперь становятся несбыточной мечтой. И деньги не должны лежать мертвым грузом, им нужны движения и новое дыхание бизнесу. Все в совокупности лишило его сладкого сна. С кем еще поделиться со своими переживаниями? Суровый закон бизнеса – скрывать все, что задумал, пока не решишься и не реализуешь. Поэтому Аспан давно приучил себя хранить тайну..."

Контраст судеб богатых и бедных - давняя тематика, традиционная образная система мировой литературы. Эта тема всегда привлекала писателей - через ее раскрытие можно показать и трагедию богача, и внутреннюю, душевную драму бедняка. Каждый был по-своему несчастен. (Вспомним название некогда нашумевшего сериала: "Богатые тоже плачут"...). 

Богатый казах, олигарх Аспан, под пером Жолтая Жумат-Алмашулы становится если не вровень, то встает рядом, внутри авторских раздумий, со знаменитыми владыками прошедших времен - тут перед нами мелькают и Эмир Тимур, и Ахмет Ясави, и Абу Насыр Аль-Фараби, и другие исторические имена; Аспан пребывает в невольном с ними сопоставлении, а читатель уже начинается задумываться над вечным вопросом: что значимее, что важнее - быть богачом и ощущать всепобеждающую власть больших денег, на которые можно купить полмира, или быть человеком большого и смелого духа, что желает для своей страны, своей земли большого счастья, и он настолько умен, что видит ее путь, знает, куда надо родному народу идти? 

Сопоставление "протагонист - антагонист", столь характерное, к примеру, для фильмов Голливуда, в романе "Олигарх и Олимп" оборачивается интереснейшим противостоянием двух людей, каждый из которых - патриот своей страны.

"- Давай рассуждать логически! Скажи мне, много ли стран на свете, которые занимаются созданием кораблей и запуском их в космос? И в Америке тоже такое положение. Чем бы закончилось, если страна Советов, равнодушно взирая на происходящее, сама же отдала бы пальму первенства в космическом соревновании? Ведь понятно, что беды рождаются в ходе межгосударственного соперничества. 

Тут помнится, Жасхан засучив рукава, решительно включился в полемику с предпринимателем: 

- Для кого государство является государством? Кому будет польза оттого, когда бесцеременно топчутся интересы страны и человека? Неужели так необходимо подобное бессмысленное соперничество?

Предприниматель сдержан и невозмутим. И слова он подбирает убедительные, и говорит в точку.

- Момент прогресса наступает тогда, когда совпадают интересы человека и государства. Это - неписаный закон...

И все же до него не дошло. Возможно, что он не постарался даже вникнуть в сказанное, душа его была против. 

- Где страна Советов, а где мы? Разве наша многострадальная страна не должна теперь позаботиться о своем народе?"

Автор весьма убедительно показывает: наличие на счетах человека огромных денег отнюдь не делает его хуже, хотя соблазны подстерегают богатого олигарха на каждом шагу. Деньги равны власти, нам давно известна эта социальная формула! Аспан не пушкинский Скупой рыцарь, однако его влечет, затягивает жажда обогащения. И только мысль о родном народе, о его возрождении, о его грядущем развитии, и материальном и духовном, быть может, удерживает Аспана от откровенно низких и даже преступных шагов (которые на самом деле часто делают люди его ранга и общественного уровня!). 

Почему бы не помыслить на досуге еще об одной стороне человеческой жизни, цивилизации - о культуре? Ведь именно культура является в жизни человека в любые времена, внутри любой исторической эпохи, величайшей драгоценностью. 

А культура народа - это и есть родина.

"«...И Жасхана укорял, что он бедный и никчемный, да еще смеет учить жизни его, олигарха. Неужели бедняк Жасхан счастливее богача Аспана? Но самое важное, его дорога известна, а мысли ясные. Говорит правду, и за спиной писателя Жасхана его народ и родная земля, интересы которых он отстаивает. Разве не полсчастья, когда ты стоишь твердо и без угрызения совести на земле предков?..»

Конечно, современный мир, в частности, люди культуры, ориентирован на союз богатства и творчества. Поддержать художника материально, дать ему возможность показать, на что он способен - разве это не благородная цель? В романе "Олигарх и Олимп" возникает дружба между писателем Жасханом и олигархом Аспаном. Странная она? Или естественная? Принесет она полезные для общества плоды - или останется только простой человеческой привязанностью? Любой творец мечтает о покровителе. Ведь и в Древнем Риме был Меценат, что поддерживал таланты. 

Два человека - богач и писатель - ведут разговоры, то спокойные, то спорят жарко и страстно. И предметом их споров и рассуждений служит все сущее - это вполне архетипические споры: сама тематика их построена на архетипических контрастах. Жизнь и смерть. Родной народ и чужие земли. Власть и сопротивление ей. Вечность и сиюминутность. Память и забвение. История и безвременье. Такие высокие архетипы предполагают обострение читательского внимания: что выберет олигарх Аспан? Перед ним распутье, и куда он пойдет - по дороге великого обогащения или по пути великой духовности и культуры?

«Как лучше узнать казахскую нацию? Правильно ли, если каждый помнит свой род и своих предков? С какого времени начинается отсчет родной истории?.. (...) Кто дороже и ближе народу из истории? Много ли их или мало для нашей нации? Почему современная молодежь мало интересуется собственной историей?»

Автор убедительно работает и с созданием в романе конкретного мифологического места, где происходит часть действия. Это маленький городок Шеркала, и он выполняет роль городка Скотопригоньевска в романе Достоевского "Братья Карамазовы", или, если брать ассоциации из мировой литературы, Шеркала - это казахское Макондо (Маркес!) или казахская Верона (Шекспир!). 

Герои романа запоминаются, им сопереживаешь - они ярко, просто и рельефно прописаны. Эта простота сродни эпичности. Богач Томас Трамс, что приезжает из Америки в надежде продлить свой род именно в степях Казахстана, оказывается... потомком давнего казахского бая, что когда-то уехал с родины за океан, и там у его наследников смешались крови разных народов: американская, ирландская, африканская... И вот Трамс услышал голос степной, родной крови в себе. У него нет детей, но он мечтает о них... 

Аксакал Кабыш, что провожает Аспана в Америку, - тоже запоминающийся романный образ. 

Старик Кабыш, чей голос похож на скрежет, - это символ старости и близкой смерти, что уравнивает всех, богатых и бедных; символ умудренности, небесной мудрости, что объемлет огромные пространства-времена спокойной и великой мыслью. От мудрости житейской до мудрости вселенской - большая дорога. Аксакал Кабыш ее прошел, но не утерял в сердце своем любви к людям и глубокого, глубинного понимания людей, их слабости и их величия. 

***

Роман "Интерадам" построен по-иному. В нем гораздо больше динамики, действия, неожиданностей, сплетения всевозможных положений и ситуаций. В нем есть то, что голливудский режиссер назвал бы "саспенс", а мы назовем образной и сюжетной энергией. 

О чем эта вещь? Она поднимает вопросы потрясающей важности. Они близки сейчас, вероятно, каждому человеку на Земле. 

Автор предупредил, сразу после названия, что это роман-притча. "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок", - вспомним мудрые пушкинские слова... Кстати, Пушкина цитирует и Интерадам...

Мы все живем в эпоху всеобщей компьютеризации и одновременно в эпоху тотальной глобализации. Мир становится единообразным, нивелированным, выстроенным по одному общественному лекалу. Страны, народы, будто по воле рока, и довольно быстро, утрачивают свою оригинальность, историческую и этническую индивидуальность, неповторимость, - все становятся похожи друг на друга, как яйца в инкубаторе. 

А сама ткань романа - это общение, взаимодействие. Молодой журналист Конырхан выходит на виртуальную связь с загадочным существом. Это существо называет себя - Интерадам. Интернет-Адам? Интернациональный Адам? Интервальный (разбитый на части...) Адам? Интерстициальный (больной) Адам? Смысловых вариаций много. Приставка интер- - многослойна. Существо это пугающее, надмирное, внемирное, и одновременно оно - порождение нашей выдумки, нашего сознания: это уродливая и насмешливая калька с нас самих, это некое "вотеловление" Всемирного мозга - Интернета, коварной Сети, которая все больше опутывает человечество - не только удобством мгновенной связи, но и мусором психологически заразной информации и тиранического общения, больше похожего на психологический харрасмент, из которого уже не выбраться. 

"Тем, кто серьезно относится к жизни – очень сложно, бытие съедает их изнутри. А легкомысленным хорошо – для них жизнь очень легка и проста. Праздник каждый день! Почему? Потому что шутовской образ жизни, юмор, бесконечный смех – все это действует как напиток «energizer», на который подсела не только молодежь, но и люди нашего поколения... Ведь в нынешние времена бессмысленные и пошлые шутки заполонили все: и телевизор, и интернет, и сцены – они везде, куда ни глянь. Они как наркотики, зовут человека к вольной, безоблачной жизни. Не думать ни о чем - это бесшабашность и безумие! 

А ты что об этом думаешь? Ну, пошевели мозгами, пропусти все через себя..."

Конечно, "Интерадам" - антиутопия. Появление этого текста столь же своевременно, сколь и страшно своею актуальностью. Вроде бы фантастика... востребованный жанр... но какая пугающе реальная! Вроде бы разговоры, события... и они вдруг оборачиваются высотами трагической философии. 

Автор показывает нам трагедию судьбы возлюбленной Конырхана Гульжан. Девушка уезжает на учебу в Англию. Запад ломает ее, предлагает ей отказаться, отречься от того, что она любила и чему была верна раньше. Западная культура во многом - культура индивидуализма и даже хищного эгоизма. Гульжан хочет "нарастить" таланты, способности, но, погружаясь в дебри лекарственных экспериментов, перестает быть человеком.

"– Ты еще не слышал, да? Тогда скажу правду в глаза! Она, когда училась за границей, пошла на поводу вольных подруг с Запада и начала пить какие-то препараты для повышения возможностей человека. И у нее в организме начались необратимые процессы. 

– И что это значит?

– После частых приемов препаратов ее тело покрылось черной шерстью, как у орангутанга. Сколько не брейся, бесполезно, густая шерсть вырастает снова.

– Ты видела собственными глазами или она сама тебе рассказала?..- Конырхан весь похолодел от неожиданной новости..."

Итак, читатель, по прочтении романа, сам должен понять, кто же такой это незримое чудовище, Интерадам. Человек христианской культуры сказал бы, что это Антихрист. А в мусульманской культуре есть подобный персонаж - Даджаль, и его появление среди людей предвещает царство Ада на Земле. 

"...Он вздрогнул от внезапно навалившегося на него страха…

«...Интерадам! Кто же ты на самом деле?..

Его мысли один за другим выходили за рамки разумного..."


***

Два коротких романа. А на самом деле - такие крупные... По замыслу. По лаконичному и вместе с тем, рельефному изображению героев. По важности, невероятной актуальности поднятых в них вопросов. 

Думается, это большая писательская удача Жолтая Жумат-Алмашулы. Поздравляем его с выходом этой книги. 

Елена КРЮКОВА, Российская писательница, литературный критик, лауреат международных литературных премии им. Э. Хемингуэя, А. И. Куприна, И. А. Бунина, И. А. Гончарова.

author

Жолтай Жұмат-Әлмашұлы

УЧЁНЫЙ