Жизнь горькая и сладкая (о двух романах Жолтая Жумат-Алмашулы)

ЛИТЕРАТУРА
2167

Чтение – это «счастливый труд души», как говорили раньше. И я, во время самоизоляции из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, постоянно занимаясь чтением в полной мере осознал правоту этого утверждения. Более того, обомлел от удовольствия во время чтения, впал в не заканчивающееся впечатление от этой работы. Надо сказать, во многом благодаря авторам, чьи произведения по жанру, стилю и языку были очень близки мне и приблизили меня к разгадке слова, которое вбирает в себя всю радость, всю надежду, всю боль, милосердие, все то, что сделало человека человеком. Об этом я пишу не случайно. Если мир спасается красотой, по Достоевскому, то в эту красоту в первую очередь войдет печальное нежное материнство сикстинской Мадонны Рафаэля, загадочность, улыбка Моны Лизы Леонардо да Винчи. Но помимо этого войдет еще и таинство деторождения, которое является чудом из чудес, несмотря на то, что мы знаем о клонировании.
И самое главное, в красоту войдет космическое слово, которое вселяет надежду в бессмертие человека и Земли. Мы пока не способны его разгадать. Вместе с тем следует сказать, что в этом направлении непрерывно идет поиск. Взять скажем творчество Жолтая Жумата - Алмашулы. Он является одним из уникальных авторов, так умело соединивший в себе массовое и элитарное: как элитный художник слова, создал новый язык и форму, и вошел в массовое сознание огромным количеством прозаических и драматических сборников. К примеру, трилогия писателя «Кең де тар дүние», где широко описывается трагедия ХХ века, а также его философский рассказ, кинороман, пьеса о жизни и творчестве одного из крупнейших представителей средневековой восточной философии Аль-Фараби были тепло встречены читателями. Столь же ярко им создан художественный образ великого мыслителя и духовного наставника Ходжа Ахмед Ясави, который пронес боль и радость своего народа через всю свою жизнь и прославил знатный род щедростью большого сердца.

В новой книге Жолтая Жумата под названием «Жизнь горькая и сладкая», состоящей из двух мини-романов, поднимаются актуальные вопросы нашего времени. При этом, автор пользуется флешбеком – обращением к прошлым событиям в романе, что позволяет ему довольно полно раскрыть тот или иной сюжет связанный с каким-либо событием или персонажем. Под обложкой этой книги собрано множество удивительных, трогательных и порой пугающих случаев. Здесь переплелись дружба и любовь, взаимовыручка и надежда, подлость и безнадежность. В частности, в романе-элегии «Олигарх и олимп» рассказывается история о бизнесмене казахе по имени Аспан (можно и Оспаном его звать), сделавшего себе состояние за рубежом и впоследствии стать иностранцем, но с годами испытывающий тягу к своей земле и желание вернуться на родину.Прослеживая жизненный путь Аспана – выходца из небольшого города Шеркала не трудно заметить, что в сердце каждого человека заложена сила, помогающая получить желаемое. Она не даст покоя, пока ты не дойдешь до той самой точки, к которой стремился. Все возможно при одном условии: по-настоящему хотеть того, к чему идешь. То есть, нет ничего невозможного, оно кажется невозможным только потому, что ты этого не делал раньше. Верно и то, что наряду с материальными благами человек всегда должен помнить и о духовных ценностях. Ведь человек живет, когда он верит, любит, сострадает, стремится к справедливости, отстаивает свою честь и независимость отчизны. И еще. Как поговаривал аульный аксакал Кабыш, самое дорогое для человека – его родная земля! Пусть ты взметнешься на крыльях далеко ввысь, пусть уйдешь вглубь земли сквозь семь ее пластов – все равно, однажды, придется тебе скучать по родной земле предков. Поэтому, настоящий гражданин и патриот своей страны, прежде всего тот, кто трепетно относится к «Туған жер» - к своей малой родине, где родился и вырос.

О важности особого отношения к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям говорил и местный писатель Жасхан своему земляку Аспану в ходе их постоянных дискуссий на тему духовности и нравственности. Также часто затрагивая глубокие философские вопросы, им велись споры о смысле жизни. В этот момент впору рассказать одну притчу о том, как один богатый человек пресытившись благами мира, хотел высшей правды, хотел найти смысл существования. Он обратился с вопросом к своему старенькому воспитателю, и тот предложил пойти в пустыню к монахам. Те, мол, ближе к Богу и знают больше. Они пошли и сбились с пути. Изнуренные жарой и путешествиями, они обнаружили, что вода на исходе. Старик уже совсем изнемог от жажды и попросил своего воспитанника оставить его в пустыне, а воду взять себе. Молодой человек вспомнил всю ту заботу и любовь, которую видел от своего учителя, и влил ему в уста всю оставшуюся воду. Не дал старику умереть от жажды. И в это время он впервые за многие годы почувствовал ту радость, без которой так долго томился. Он понял, что жить – это значит отдавать, жертвовать. Проще сказать, любить. Он взял старика на руки и пошел обратно. «Куда мы?» - спросил наставник. «Домой, - ответил ученик. – Я понял смысл жизни!».

Да, история человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, крепко основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты, карьерного роста. И главный персонаж романа-элегии Аспан также как его сводный брат Ханмурат принимают решение завершить свои пребывания в Америке и навсегда остаться на своей родной земле, заняться ее проблемами.

А в романе-притче «Интерадам» автор пишет о пользе и психологической зависимости человека от интернета, овладевшего разумом человека. В книге эта проблема описывается во всей полноте. Благодаря этому читатель имеет возможность более четко представлять всю сложность ситуации с лудоманией и гэмблинг, т.е. о вредности чрезмерного увлечения компьютерными играми и патологического пристрастия к азартным играм. В этом лично признается и главный персонаж романа Конырхан – журналист с периферии с замкнутым характером, пишущий на сложные и актуальные темы, и который попадая в сеть всемирной паутины, переживает разные фантастическо-психологические приключения. В ходе чтения приходится пережить и острую драму Гульжан – сокурсницы Конырхана по университету, у которой характер резко изменился после заграничной учебы по программе «Болашақ». В ее судьбе важно было понять мотив разочарования во всём, что привело к самоубийству. В ее натуре была та сторона души, которая сомневалась, плакала, страдала и покончила с собой. Своеобразен Балдубек – парень с фантазиями, не от мира сего, все зовут его аульным философом, мнения которого всегда противоречивые и все мысли с намеками и с особым подтекстом.

Загадочна судьба Интерадам Икс. Сам автор книги пишет, что он так и не до конца распознал его, надеется вместе с читателями в финале узнать, кто он на самом деле, кто скрывается под маской. Однако, в ходе чтения Интерадам так и остается для всех совершенно другой смысловой планетой. И Конырхан задается вопросом: «…Интерадам! Интересно! Кто ты на самом деле? Может это не Гульжан и не вовсе Балдубек, а какой-то искусственный интеллект – робот ответчик? Почему я раньше не догадался». В конце концов Конырхан принимает для себя решения: стереть с памяти все что связано с виртуальным общением, удалив все свои записи и аккаунты и с фейсбука, и с инстаграма, и с телеграма, также не оставив свое имя и в старых соцсетях одноклассников и в «Моем мире» и в «Контакте». Возможно это было правильным и наиболее приемлемым вариантом. Бывают такие люди, которых лучше не исправлять и ничего им не советовать и тем более не доказывать. От них просто надо быть подальше! Их самоуверенность в их неотразимости и исключительности сама сыграет с ними злую шутку - ведь это их иллюзия!
По завершении думаю будет уместно, если процитировать самого Жолтая Жумата-Алмашулы: «…Что было это? Легендой или притчей? Нет! К моей горечи – настоящая жизненная правда! Современная быль… По крайней мере так утверждают те, кто мне пересказывал такое вот странное повествование. Я не ручаюсь за то, что все пересказанное – сущая правда, но готов поспорить, такой случай мог иметь место где-то рядом, в наше сумбурное время даже буквально вчера. Таков мир цифровых технологий и интернет зависимости… Где правит балом – виртуальное общение через социальные сети…».

Действительно, всего за несколько десятков лет в укладе жизни одного человека все многократно изменилось, расширилась социальная база, сменился бытовой фон и разросся до немыслимых размеров объем получаемой информации. Так, родившись в эпоху угля и стали, ламповых телевизоров и проводных радиостанций нынешний обыватель пришел к беспроводной связи, соцсетям, планшетам и вездесущим компьютерам. Проводной телефон, за несколько лет уступил место мобильному, кнопочные гаджеты современным сенсорным моделям, общение по традиционной почте видеосвязи, а рассылки печатных газет «электронной» прессе. Одним словом, что процесс изменений в мире с каждым годом лишь ускоряется, и то, что наши предки проживали целыми поколениями, современный человек проходит за пару десятков лет.

Поэтому нельзя отставать от прогресса. Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Преодолевая вредные привычки мышления и отыскав в себе силу надо вкладываться в развитие страны своим талантом, трудом, умением.

Кенжеболат Жолдыбай