Вадим Сидоркин: "У Дариги Нурсултановны крупнейшая коллекция по искусству"

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
3744

Сын известных художников - о значении наследства родителей, о том, почему художник – ещё и ремесленник, а также о роли Дариги Назарбаевой в искусстве Казахстана

В среду 23 ноября, вечером, салон французских интерьеров Roche Bobois провёл закрытый аукцион диванов Ма Джонг, обивка которых "снята" с произведений десяти известных казахстанских художников. Днём диваны показывали журналистам и фотографам. Работы Евгения Сидоркина представлял Вадим Сидоркин. Вадим – сын художников Евгения Сидоркина и Гульфайрус Исмаиловой, президент фонда имени своей матери – в интервью informburo.kz рассказал о том, что значит наследство его родителей, почему художник ещё и ремесленник, а также о роли Дариги Назарбаевой в культуре и искусстве Казахстана.

- Вадим, для меня картины вашего отца – символ Алматы.

- Не только Алматы, но и всего Казахстана. Моя мать и мой отец в советское время были самой известной парой, звёздной парой. Это уже потом, в новейший период нашествия разнообразных эмиссаров различные фонды, в первую очередь Фонд Сороса, пытались переформатировать сознание молодёжи и направить развитие культуры в другое русло и совершенно похоронить этот период, который представляли мои родители и их поколение. Их пытались "задвинуть", но из этого ничего не вышло.

Сейчас мы вновь наблюдаем большой интерес к этому периоду, во многом благодаря деятельности Гульмиры Кенжебулатовны Шалабаевой, которая сейчас возглавляет музей Кастеева (государственный музей искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева) – один из самых главных и крупных музеев по искусству в республике, наряду с Национальным музеем в Астане.

Дарига Нурсултановна Назарбаева – наш главный защитник культуры и искусства, которая много сделала, что бы ни произошло печального. Она с очень большим вниманием и почтением относится к творчеству моих родителей. У неё – одна из крупнейших коллекций по искусству в Казахстане. Работы матери и отца там тоже широко представлены. Думаю, мои тоже будут в экспозиции коллекции. Скорее всего, благодаря этим двум женщинам вырос интерес к советскому периоду в искусстве.

- А к этому событию, к аукциону, вы как относитесь?

- Ну, для меня очень лестно, что такая солидная компания выбрала работы отца для этого проекта. Мы к этому относимся как все художники. Изразцами, допустим, занимался Врубель (Михаил Врубель русский художник и скульптор рубежа XIX-XX веков. – Авт.). В прикладной сфере работали очень многие художники.

- Все художники были немного ремесленниками?

- Да. Профессиональное мастерство всегда на первом месте. В 1993 году мы с матушкой делали первые казахские карты. В позапрошлом году известная московская фирма, работая со многими художниками – работы Шагала (Марк Шагал – российский, белорусский и французский художник и график еврейского происхождения, известный авангардист XX века. – Авт.), работы Дейнеки (Александр Дейнека – советский живописец, монументалист и график. – Авт.) используются в их прикладных вещах, письменных принадлежностях и аксессуарах – выбрала работу отца, тоже из этой серии, для ручки Казахстана. Там золотое перо, золотые вставки. Это очень дорогие коллекционные вещи. Так что мы только положительно к этому относимся. Ну, и это своего рода пропаганда, с которой тоже работать надо творчески. Поэтому никаких возражений у меня не было.

Работа Евгения Сидоркина, выставленная на аукцион


- Насчёт возражений. Художники, которые отказались от участия в этой акции, исходили, скорее всего, из соображений неприятия бытового использования их творчества. А вас это никак не задевает?

- Нет, потому что я знаю много примеров, когда великие художники занимаются фарфором, допустим, и расписывают предметы сервиза фарфорового. Очень много примеров таких. Все советские художники раннего периода – 1920-30-х годов. Тот же Дейнека. И очень крупные имена. Так что у меня никаких сомнений по этому поводу не было. Тем более что всё, что работает на пропаганду, надо приветствовать. Мы даже очень многое позволяем бесплатно печатать.

- Вот это участие было тоже бесплатным?

- Ну да, своего рода благотворительность с нашей стороны.

- Думаю, на сегодняшнем аукционе продадут не всё, что сделали?

- Думаю, да. Допустим, работы матери и отца, которые здесь представлены, имеют очень приличную ценность. Я не думаю, что они просто уйдут. И, судя по последним аукционам, продаются вещи (картины. – Авт.) небольшого формата, с доступной ценой. А крупные вещи трудно уходят.

Работа Евгения Сидоркина, выставленная на аукцион


- Самый крупный коллекционер работ вашего отца – это вы?

- Мне трудно сказать. В советский период они были самыми популярными и самыми покупаемыми. Самая крупная коллекция и оригинальных работ, и печатной графики – в Музее имени Кастеева. Кое-что есть теперь уже и в Национальном музее. И даже немало. Вот в Астане, в самом большом. У меня тоже кое-что есть. Но в прошлом году у нас затопило шестой этаж. И поскольку я хранил работы в целях сохранности в мастерской, очень многие работы пострадали, многие погибли.

- Погибли?

- Да. Это была катастрофа, которая нанесла очень серьёзный материальный урон. В нашем здании, в семиэтажке, на Панфилова. Тем не менее, у меня еще немало работ сохраняется.

- Есть ли среди них картины, которые вы не продали бы вообще? Ни за какие деньги?

- Конечно, есть. Но просто нет, наверное, смысла мне их хранить дальше. Надо решать их судьбу, судьбу наследства, потому, что родственники у меня – люди, далекие от искусства. Кому передать? Наверно, только в пользу государства… То, что у меня ещё хранится… Там немало ценных. Этот вопрос надо уже решать потому, что, вы знаете, Даир Тулеков (известный казахстанский скульптор. – Авт.) этим летом ушёл. Это моё поколение, и мы чуть не каждый месяц кого-нибудь хороним. Уходят. Как раз ближе к шестидесяти. Судьба такова. Или это квантовый переход сказывается, не знаю. Тем не менее, надо решать вопрос: как быть с тем, что у меня сохранилось?

Вадим Сидоркин


- То есть вы сейчас не можете сказать, что будет дальше с картинами вашего отца?

- Да. Пока нет. Но вопрос надо решать. Пока Гульмира Кенжебулатовна возглавляет этот музей, наверное, с ней надо этот вопрос как-то проработать. Она занимается творчеством моих родителей уже с 1995 года. И галерея создавалась… Мать моя вдохновила её на такую идею. И галерея эта проработала почти 20 лет. В тесном сотрудничестве с нашей семьей. Она автор монографии о матери. И об отце. В общем, большего не сделал никто.

- То есть Гульмира Шалабаева – идейный наследник творчества ваших родителей?

- Да. Её отец был в своё время директором оперного театра, и её юные годы прошли в оперном театре, как и мои, кстати. Она большой поклонник моей матери. Мать была 17 лет главным художником (театра. – Авт.), более 30 спектаклей поставила – оперных, балетных. В общем, они связаны очень, духовно.

… Работы Евгения Матвеевича Сидоркина выставлены в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Музее искусств народов Востока (Москва), в Русском музее (Санкт-Петербург), в национальных галереях Варшавы, Гаваны, Лейпцига, Багдада, Скопле, Бель-Иле. Попадание в коллекцию музея для любого художника – билет в будущее. Поэтому, выходит, Евгения Сидоркина в будущее взяли. Его искусство может быть основой современного казахстанского искусства, которое должно появиться как серьезный блок в коллекции крупнейших музеев мира. И тогда мы сами сможем его понять, осмыслить и оценить.

26 ноября 2016

Валентина Владимирская, журналист

informburo.kz

author

Вадим Сидоркин

ХУДОЖНИК

НОВОСТИ

Алматы укрепляет позиции ведущего мегаполиса Центральной Азии, сообщает MadeniPortal.kzАлматы продол...

НОВОСТИ

Турксибский район продолжает оставаться одним из самых озелененных районов Алматы. Об этом сообщил н...