Сауле Досжан - поэтесса, писатель, заслуженный деятель Казахстана, лауреат международных и республик...
Записки Маяковскому на концерте, 1928 год
27 февраля 1928 года в Днепропетровске выступил самый известный на то время советский поэт — Владимир Маяковский. Как было заведено, из зала передавали записки с вопросами и пожеланиями. Около двух сотен из них сохранились.
Большинство вопросов касались творчества Маяковского и его отношения к другим поэтам (прежде всего к Есенину, который повесился двумя годами ранее). Но поднимались и далекие от литературы темы. Исследователь архивов Эдуард Андрющенко выбрал для WAS несколько обращений. Орфография и пунктуация авторов сохранены.
«Ваше мнение о половом вопросе». Скорее всего, автор записки намекает на отношения поэта с замужней Лилей Брик. В раннем СССР было немало сторонников свободных отношений.
«Объясните, почему футуристы в СССР сторонники коммунистов, а в Италии — фашистов». Фашисты, пришедшие к власти в Италии, уже который год были на слуху у советских граждан. В интернете встречаются стихи во славу Муссолини, якобы написанные Маяковским, но это фейк.
«Каково ваше мнение об оппозиции», «Почему вы о Троцком — ничего!». Еще совсем недавно в СССР существовала оппозиция во главе с упомянутым Троцким. На момент выступления она была разгромлена Сталиным, Троцкий — выслан.
Во многих записках были жалобы и претензии. Пришедших возмущали высокие цены на билеты, непонятность стихов Маяковского, ненадлежащую лексику.
«Почему Вы употребляете такой „реализм“ как „сволочь“ „мать твою за ногу“…»
«Ты не такой большой дурак как большой поц». Кто-то использовал слово, пришедшее в русский из идиша.
С особой фантазией поэта троллили за ставшие знаменитыми рекламные стихи. Его строки «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет» и «Нигде кроме, как в Моссельпроме» (это о колбасе) уже тогда стали синонимом навязчивой рекламы. Стихотворение «Плюй в урну» рекламы не содержало, но публика относила его к низкопробной, утилитарной поэзии:
«Воспевайте не только урну, но и… презервативы. Это также важно, как и соски».
«Почему в Европе на пол не плюют, хотя там нет Маяковского?»
«Ну, хорошо. Пусть реклама о сосках важней Онегина (для деревни). Но наша пока еще малограмотная деревня читает Пушкина с большей легкостью, чем ваши сосочные рекламы. Потом «Нигде кроме, как в Моссельпроме — также важней Шекспира?» Здесь Маяковскому припоминают то, как он противопоставлял себя «устаревшим» классикам.
«В Резинотресте начали производить резиновые, переносные памятники, не опоздайте заказать». Это снова о сосках.
Другая популярная претензия к поэту касалась громкого голоса, которым он вещал со сцены.