Введение Отели в пещерах Подводные отели Дома на деревьях Ледяные и снежные отели Тематичес...
Развитие железнодорожного транспорта в Казахстане: от первых магистралей до транзитного хаба
https://rail-news.kz/ru/news/17976-2030-zylga-deiin-temirzol-koligin-damytu-zonindegi-tuzyrymdama-qabyldandy.html
Введение
Железнодорожный транспорт — основа экономики Казахстана, обеспечивающая 68% грузооборота и 57% пассажиропотока страны. Сеть железных дорог, протяженностью 16,000 км (2022), связывает регионы, поддерживает экспорт углеводородов и укрепляет транзитный потенциал в рамках Шелкового пути. Начавшись в 1894 году с узкоколейки Покровская Слобода–Уральск, железнодорожная система пережила этапы советской индустриализации, включая Турксиб (1930), и независимости, с новыми линиями, такими как Жетыген–Коргас (2012). В 2025 году Казахстан инвестирует в международные проекты, включая железную дорогу в Афганистан, стремясь стать логистическим хабом Евразии. Эта статья описывает историю, текущее состояние, связь с ЮНЕСКО, вызовы и перспективы железнодорожного транспорта Казахстана.
“Железные дороги — это артерии нашей экономики.”
— Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана
История развития
Железнодорожный транспорт Казахстана прошел несколько ключевых этапов:
- Конец XIX века: Первая узкоколейная линия (1000 мм) Покровская Слобода–Уральск (1894, 113 км в Казахстане) и участок Транссиба через Петропавловск (190 км). В 1904–1906 годах построена Оренбург–Ташкентская магистраль (1668 км), соединившая Россию со Средней Азией. К 1918 году протяженность путей достигла 2,575 км.
- Советский период: В 1920–1922 годах проложен участок Петропавловск–Кокчетав, продолженный до Караганды (1926–1931, 700 км). Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб, 1930) связала Сибирь с Центральной Азией, стимулировав промышленный рост. В 1936–1944 годах построены линии Гурьев–Кандагач–Орск и Акмолинск–Карталы для военных и угольных перевозок. К 1953 году линия Акмолинск–Павлодар (546 км) поддержала Экибастузский угольный бассейн.
- Независимость (1991–): После распада СССР Казахстан унаследовал 15,000 км путей. В 1990 году стыковка Дружба–Алашанькоу открыла Северный коридор Трансазиатской магистрали. За годы независимости построено 1,182 км новых линий, включая Хромтау–Алтынсарин (2001), Шар–Усть-Каменогорск (2008), Узень–Туркменистан (2011) и Жетыген–Коргас (2012).
Железные дороги способствовали росту городов (Актобе, Кызылорда) и промышленности, став основой экономики.
“Турксиб — это не только дорога, но и символ прогресса.”
— Сауат Мынбаев, экс-глава КТЖ
Современное состояние
В 2025 году железнодорожный транспорт Казахстана — ключевой элемент транспортной системы:
- Инфраструктура: Эксплуатационная длина — 16,000 км, развернутая — 21,000 км (2022). Электрифицировано 4,000 км (25%), двухпутные линии — 4,900 км (33%). Сеть включает 16 стыковых пунктов с Россией (11), Узбекистаном (2), Китаем (2) и Кыргызстаном (1).
- Перевозки: В 2020 году железные дороги перевезли 96.9 млн тонн грузов (+2.1% к 2019), грузооборот — 70.2 млрд ткм. Пассажирские перевозки охватывают 139 маршрутов (57 межобластных, 82 внутриобластных). Скорость контейнерных поездов достигает 1,108 км/сутки.
- КТЖ и модернизация: АО “НК “Қазақстан темір жолы” (КТЖ) — национальный оператор, сотрудничающий с Alstom (Франция) для обновления локомотивов. В 2017 году открыт первый ремонтный центр Alstom. Скидки до 35% на поезда “Тальго” введены в 2025 году.
- Международные проекты: В 2025 году Казахстан инвестирует $500 млн в железную дорогу Тургунды–Герат–Спинболдак в Афганистане, связывающую Центральную Азию с Ираном и Пакистаном. Новый маршрут Китай–Казахстан–Европа (обход России) запущен в 2025 году.
- Транзитный потенциал: Линии, такие как Узень–Берекет (рост перевозок на 42% в 2023), и порт Курык (6 млн тонн) усиливают роль Казахстана в коридоре Север–Юг и Шелковом пути.
КТЖ реализует Стратегию “Казахстан-2050”, создавая логистические хабы, включая СЭЗ “Хоргос – Восточные ворота”.
“Казахстан — это перекресток Евразии.”
— Нурлан Ногаев, экс-министр транспорта
Связь с ЮНЕСКО
Железнодорожный транспорт Казахстана связан с ЮНЕСКО через культурное и экономическое наследие:
- Шелковый путь: Линии, такие как Жетыген–Коргас, поддерживают транзит через объекты ЮНЕСКО, включая мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи (Туркестан), расположенный вдоль исторических маршрутов.
- Культурный обмен: Поезда перевозят туристов к сакральным местам, включенным в программу ЮНЕСКО, например, к петроглифам Тамгалы. Фестивали, такие как Кошпенділер Әлемі, используют железнодорожные маршруты для продвижения кочевой культуры.
- Устойчивое развитие: ЮНЕСКО поддерживает проекты экологичного транспорта. КТЖ планирует увеличить электрификацию путей, снижая выбросы, что соответствует целям ЮНЕСКО.
Эти инициативы интегрируют железные дороги в культурный и экологический контекст.
“Железные дороги соединяют не только города, но и культуры.”
— Элина Мальцева, член Национального комитета ЮНЕСКО
Вызовы и перспективы
Развитие железнодорожного транспорта сталкивается с проблемами:
- Износ инфраструктуры: Высокий уровень износа путей и подвижного состава требует инвестиций. Только 28% линий электрифицированы.
- Конкуренция автотранспорта: В 2020 году 80% грузов перевезено автотранспортом, хотя железные дороги обеспечивают 33.9% доходов сектора.
- Информационные системы: Отсутствие единой системы отслеживания грузов снижает привлекательность транзитных коридоров.
- Финансирование: Модернизация требует значительных средств, несмотря на инвестиции (81.3 млрд тенге к 2015 году).
Перспективы включают:
- Расширение транзитных коридоров (Север–Юг, Китай–Европа).
- Электрификацию и внедрение скоростных поездов.
- Развитие мультимодальных перевозок через порты Актау и Курык.
- Сотрудничество с Узбекистаном и Словенией для обмена опытом и интеграции порта “Лука Копер” в Транскаспийский маршрут.
Казахстан стремится стать логистическим хабом, реализуя проекты, такие как линия в Афганистан.
“Будущее железных дорог — в инновациях и транзите.”
— Серик Жумангарин, вице-премьер Казахстана
Часто задаваемые вопросы
- Когда началось развитие железных дорог в Казахстане?
В 1894 году с узкоколейки Покровская Слобода–Уральск, официально — с 1904 года (Оренбург–Ташкент). - Какова протяженность железных дорог?
16,000 км эксплуатационной длины, 21,000 км развернутой (2022). - Какую роль играют железные дороги в экономике?
Обеспечивают 68% грузооборота и 57% пассажиропотока, поддерживая экспорт и транзит. - Какие новые проекты реализуются?
Линия Тургунды–Герат–Спинболдак ($500 млн) и маршрут Китай–Европа в обход России.