Развитие железнодорожного транспорта в Казахстане: от первых магистралей до транзитного хаба

https://rail-news.kz/ru/news/17976-2030-zylga-deiin-temirzol-koligin-damytu-zonindegi-tuzyrymdama-qabyldandy.html

НОВОСТИ
1599

Введение

Железнодорожный транспорт — основа экономики Казахстана, обеспечивающая 68% грузооборота и 57% пассажиропотока страны. Сеть железных дорог, протяженностью 16,000 км (2022), связывает регионы, поддерживает экспорт углеводородов и укрепляет транзитный потенциал в рамках Шелкового пути. Начавшись в 1894 году с узкоколейки Покровская Слобода–Уральск, железнодорожная система пережила этапы советской индустриализации, включая Турксиб (1930), и независимости, с новыми линиями, такими как Жетыген–Коргас (2012). В 2025 году Казахстан инвестирует в международные проекты, включая железную дорогу в Афганистан, стремясь стать логистическим хабом Евразии. Эта статья описывает историю, текущее состояние, связь с ЮНЕСКО, вызовы и перспективы железнодорожного транспорта Казахстана.

“Железные дороги — это артерии нашей экономики.”
— Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана

История развития

Железнодорожный транспорт Казахстана прошел несколько ключевых этапов:

  • Конец XIX века: Первая узкоколейная линия (1000 мм) Покровская Слобода–Уральск (1894, 113 км в Казахстане) и участок Транссиба через Петропавловск (190 км). В 1904–1906 годах построена Оренбург–Ташкентская магистраль (1668 км), соединившая Россию со Средней Азией. К 1918 году протяженность путей достигла 2,575 км.
  • Советский период: В 1920–1922 годах проложен участок Петропавловск–Кокчетав, продолженный до Караганды (1926–1931, 700 км). Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб, 1930) связала Сибирь с Центральной Азией, стимулировав промышленный рост. В 1936–1944 годах построены линии Гурьев–Кандагач–Орск и Акмолинск–Карталы для военных и угольных перевозок. К 1953 году линия Акмолинск–Павлодар (546 км) поддержала Экибастузский угольный бассейн.
  • Независимость (1991–): После распада СССР Казахстан унаследовал 15,000 км путей. В 1990 году стыковка Дружба–Алашанькоу открыла Северный коридор Трансазиатской магистрали. За годы независимости построено 1,182 км новых линий, включая Хромтау–Алтынсарин (2001), Шар–Усть-Каменогорск (2008), Узень–Туркменистан (2011) и Жетыген–Коргас (2012).

Железные дороги способствовали росту городов (Актобе, Кызылорда) и промышленности, став основой экономики.


“Турксиб — это не только дорога, но и символ прогресса.”
— Сауат Мынбаев, экс-глава КТЖ

Современное состояние

В 2025 году железнодорожный транспорт Казахстана — ключевой элемент транспортной системы:

  • Инфраструктура: Эксплуатационная длина — 16,000 км, развернутая — 21,000 км (2022). Электрифицировано 4,000 км (25%), двухпутные линии — 4,900 км (33%). Сеть включает 16 стыковых пунктов с Россией (11), Узбекистаном (2), Китаем (2) и Кыргызстаном (1).
  • Перевозки: В 2020 году железные дороги перевезли 96.9 млн тонн грузов (+2.1% к 2019), грузооборот — 70.2 млрд ткм. Пассажирские перевозки охватывают 139 маршрутов (57 межобластных, 82 внутриобластных). Скорость контейнерных поездов достигает 1,108 км/сутки.
  • КТЖ и модернизация: АО “НК “Қазақстан темір жолы” (КТЖ) — национальный оператор, сотрудничающий с Alstom (Франция) для обновления локомотивов. В 2017 году открыт первый ремонтный центр Alstom. Скидки до 35% на поезда “Тальго” введены в 2025 году.
  • Международные проекты: В 2025 году Казахстан инвестирует $500 млн в железную дорогу Тургунды–Герат–Спинболдак в Афганистане, связывающую Центральную Азию с Ираном и Пакистаном. Новый маршрут Китай–Казахстан–Европа (обход России) запущен в 2025 году.
  • Транзитный потенциал: Линии, такие как Узень–Берекет (рост перевозок на 42% в 2023), и порт Курык (6 млн тонн) усиливают роль Казахстана в коридоре Север–Юг и Шелковом пути.

КТЖ реализует Стратегию “Казахстан-2050”, создавая логистические хабы, включая СЭЗ “Хоргос – Восточные ворота”.


“Казахстан — это перекресток Евразии.”
— Нурлан Ногаев, экс-министр транспорта

Связь с ЮНЕСКО

Железнодорожный транспорт Казахстана связан с ЮНЕСКО через культурное и экономическое наследие:

  • Шелковый путь: Линии, такие как Жетыген–Коргас, поддерживают транзит через объекты ЮНЕСКО, включая мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи (Туркестан), расположенный вдоль исторических маршрутов.
  • Культурный обмен: Поезда перевозят туристов к сакральным местам, включенным в программу ЮНЕСКО, например, к петроглифам Тамгалы. Фестивали, такие как Кошпенділер Әлемі, используют железнодорожные маршруты для продвижения кочевой культуры.
  • Устойчивое развитие: ЮНЕСКО поддерживает проекты экологичного транспорта. КТЖ планирует увеличить электрификацию путей, снижая выбросы, что соответствует целям ЮНЕСКО.

Эти инициативы интегрируют железные дороги в культурный и экологический контекст.

“Железные дороги соединяют не только города, но и культуры.”
— Элина Мальцева, член Национального комитета ЮНЕСКО

Вызовы и перспективы

Развитие железнодорожного транспорта сталкивается с проблемами:

  • Износ инфраструктуры: Высокий уровень износа путей и подвижного состава требует инвестиций. Только 28% линий электрифицированы.
  • Конкуренция автотранспорта: В 2020 году 80% грузов перевезено автотранспортом, хотя железные дороги обеспечивают 33.9% доходов сектора.
  • Информационные системы: Отсутствие единой системы отслеживания грузов снижает привлекательность транзитных коридоров.
  • Финансирование: Модернизация требует значительных средств, несмотря на инвестиции (81.3 млрд тенге к 2015 году).

Перспективы включают:

  • Расширение транзитных коридоров (Север–Юг, Китай–Европа).
  • Электрификацию и внедрение скоростных поездов.
  • Развитие мультимодальных перевозок через порты Актау и Курык.
  • Сотрудничество с Узбекистаном и Словенией для обмена опытом и интеграции порта “Лука Копер” в Транскаспийский маршрут.

Казахстан стремится стать логистическим хабом, реализуя проекты, такие как линия в Афганистан.

“Будущее железных дорог — в инновациях и транзите.”
— Серик Жумангарин, вице-премьер Казахстана

Часто задаваемые вопросы

  1. Когда началось развитие железных дорог в Казахстане?
    В 1894 году с узкоколейки Покровская Слобода–Уральск, официально — с 1904 года (Оренбург–Ташкент).
  2. Какова протяженность железных дорог?
    16,000 км эксплуатационной длины, 21,000 км развернутой (2022).
  3. Какую роль играют железные дороги в экономике?
    Обеспечивают 68% грузооборота и 57% пассажиропотока, поддерживая экспорт и транзит.
  4. Какие новые проекты реализуются?
    Линия Тургунды–Герат–Спинболдак ($500 млн) и маршрут Китай–Европа в обход России.