Областной русский драматический театр им. Н.Погодина

ТЕАТР
186

областной русский драматический театр им. Н.Погодина

Самые первые упоминания и отдельные сообщения о театральной культуре г. Петропавловска относятся к 60-м годам 19-го века, однако история петропавловской сцены начинается в зимний сезон 1886-1887гг. На страницах томской газеты «Сибирский вестник» (январь 1887г) читаем: в Петропавловске «водворилась целая коллекция драматических артистов - товарищество под главенством А.Г. Горбунова».

Хотя приезд труппы в наш город не может не польстить нашему самолюбию – значит, де и мы не из последних, если у нас водворяется целая коллекция драматических артистов, но все-таки, я мало надеюсь на успех их и долгое пребывание, несмотря на то, что Петропавловск - город богатый, сравнительно многолюдный, но, тем не менее, он представляет собою почву не вполне благоприятную для артистической деятельности….Наше русское купечество…не признает драматического искусства, даже при любительских театрах, с благотворительными целями, - театр будет всегда пуст, если не всучить билетов купечеству путем нравственного насилия, в форме навязывания, усиленных просьб и т.д. Остается немногочисленный класс чиновников, но он настолько не велик, что вряд ли будет в состоянии поддержать наше драматическое товарищество…

Предсказания Барона Икс, - так подписался под корреспонденциями их автор, - не оправдались. Постепенно, то оживляясь, то затухая, начинает складываться в городе театральное дело. На карте Сибири появляется еще одна точка, интересная для актёров.

Петропавловск, основанный в 1752 г как военная крепость Ново-Ишимской оборонительной линии Русского государства на юге Сибири, в последнюю четверть 19 века становится крупным торгово-экономическим центром Северного Казахстана.

В историко-краеведческом музее есть следующий любопытный документ: «Телеграф в Омск из Петропавловска. Генерал-губернатору Западной Сибири. Сентябрь 19-го 1887г. Завтра предложен спектакль благотворительной целью. Дается «Счастливый день», напечатанный июльской книге «Отечественных записок». Губернатор не разрешил неполучением указания; покорнейше прошу разрешить. Ответ оплачен Щербаков».

Так с сентябрьской премьеры 1887г. по пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Счастливый день» началась галерея спектаклей по произведениям великого русского драматурга. На афишах первых сезонов имя А. Островского встречается часто. Это репертуарное пристрастие театр сохранит и во все последующие годы.

Первые сезоны были нелегкими для гастролирующих драматических трупп. Через 10 лет, в 1897г., в записях Вл. Тальзатти «Театральное дело в Сибири» говорится, что в Петропавловске, втором городе от Европейской России по Сибирской железной дороге, расположенном почти посредине (по 250 верст в ту и другую сторону)между Курганом и Омском, 17 тыс. жителей, «небольшой каменный театр, вмещающий публики рублей на 500-550» и что зимой там можно работать неделю-другую, чтобы обеспечить полные сборы.

Судя по скупым сведениям газетных заметок, в театральном помещении проходили танцевальные вечера, концерты, игрались любительские спектакли. В январе-феврале 1897г. местные любители показали несколько спектаклей для народа. Комедия А. Островского «Бедность не порок» и его же народная драма «Не так живи, как хочется» привлекли массу публики.

В омской газете «Степной край» 4 апреля 1897 г. есть сообщение о Петропавловском драматическом обществе: «…дирекция теперь располагает 57 членами; из них членов-исполнителей 21, остальные – посетители. Исполнители в большинстве играют на сцене настолько удовлетворительно, что при местных условиях едва ли возможно требовать лучшего. Общество дает не более 6 спектаклей в год. В том числе 1-2 благотворительных».

От сезону к сезону рос круг почитателей сценического искусства, город заботился и беспокоился о самом театральном помещении. В 1906 году на средства горожан велось строительство нового каменного городского театра. «Это здание должно быть народным домом, тут должна помещаться и общественная библиотека, вестись народные чтения и даваться народные спектакли», -настаивал корреспондент газеты «Иртыш» 4 октября 1906 года. Торжество открытия нового театрального здания состоялась в ноябре этого же года.

3В 1909 году, когда Россия широко отмечала столетие со дня рождения Н.В. Гоголя, событием культурной жизни Петропавловска стал спектакль «Женитьба», с большим успехом он был сыгран 24 мая «стараниями местных любителей и актеров труппы г-на Леонова». Антрепризу тогда в городе держал сибирский извозопромышленник Леонов. Актеры прозвали его «выжига» и «извозчик». Сезоны складывались интересно, в труппе были яркие сценические дарования. Зимой 1911-1912 гг. в Петропавловске играла известная провинциальная актриса и режиссер М.И. Велизарий. В своих воспоминаниях она признается: «…в Сибири мне жилось совсем не плохо. Сибиряки меня любили, бенефисы мои были прекрасны. Но, главное работала я и как режиссер, и как актриса за всех очень много. А если у актрисы хорошая работа, то ее не волнуют ни бураны, ни Леоновы извозчики». С участием М.И. Велизарий шли «Коварство и любовь»Ф. Шиллера, «Гамлет» В. Шекспира, «Идиот» Ф. Достоевского и др. Наиболее значительной была в дореволюционном Петропавловске антреприза актера Н. Сарматова. В спектаклях блистали молодые артисты Е.Л. Ленина (впоследствии народная артистка Узбекской ССР, 1950г.) и П.С. Некрасов (народный артист РСФСР с 1958г.) Лучшая роль его театральной юности – Кудряш в «Грозе» А. Островского. Гостями петропавловцев были видные актеры России, знаменитые гастролеры. В 1915-16 гг. П.Н. Орленев с успехом сыграл заглавную роль в трагедии«Царь Федор Ионович» А.К. Толстого, Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского, Рожнова в «Горе- злосчастье» В. Крылова.В ноябре 1917г. в Петропавловске была установлена Советская власть. На красных знаменах Революции начертаны слова «Культура», «Искусство». К духовному свету потянулись тогда тысячи людей. Увлечение театром становится повсеместным, возникают студии, кружки. Весной 1918г. начал свою творческую деятельность Русский советский театр. Им руководил бывший антрепренер Н. Сарматов,опытный организатор и хороший актер. Ставились произведения А. Островского, устраивались спектакли-митинги, живые картины – «гимн труду», «Великий коммунар» и др.

Памятным событием сезона 1923-24 гг. явился вечер-спектакль «Кровавое воскресенье» по мотивам произведений М. Горького. Театр играл его и в рабочих клубах, а вырученные средства передал на первый в городе памятник вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, который был открыт в июле 1926г.

Театр рос вместе с городом, мужал и формировался, обретал свое творческое лицо. Революции необходимо было новое искусство – боевое, современное. На сценические подмостки выходят герои первых советских пьес, люди нового мира. В конце 20-х и особенно в 30-е годы складываются художественные принципы коллектива. Главный из них – приверженность современной теме, которая делается ведущей в репертуаре. Значительные спектакли тех лет – «Шторм» и Луна слева» В. Билль - Белоцерковского, «Воздушный пирог» Б. Ромашова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Яд» А. Луначарского, «Рельсы гудят» и «Чудесный сплав» В. Киршона, - раскрывали героику революции и гражданской войны, трудовой энтузиазм советских людей, становление характеров и судеб.

В 1934 году впервые на петропавловской афише появилось имя постоянного корреспондента газеты «Правда» Николая Погодина. Спектакль «Мой друг» был пронизан острым чувством времени. Вовлеченные в действие зрители размышляли над насущными проблемами сегодняшней жизни. Другом каждому из них становился начальник строительства Григорий Гай (артист Светлов). Социальная зоркость молодого драматурга, особая энергия его пьес привлекли коллектив. Театр неоднократно обращался к драматургии Погодина. В репертуаре 30-х годов - его «Поэма о топоре», «Аристократы», «Падь серебряная».

Происходит резкое сближение сценического искусства с жизнью петропавловцев. Возникают живые связи с рабочими и колхозниками. Трудно было найти уголок в Северо-Казахстанской области, где не выступали бы артисты в спектаклях и концертах.

Театр раздвигает горизонты своего духовного видения, воплощая классические произведения. В предвоенное десятилетие он играет пьесы Н. Гоголя и А. Пушкина, А. Островского и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, Ф. Шиллера, Ж.Б. Мольера, П. Бомарше.

В 1937г. художественным руководителем театра назначен В.Г. Ардатов. Сформировалось творческое ядро: артисты А.В. Белкина, В.А. Днепрова, Н.А. Котляревская, Т.И. Кручинина, Т.И. Кучина, Г.П. Ольгина, Н.Н. Соколова, В.С. Долматов, А.С. Ковалевский, П.П. Рогальский, В.П. Крохолев, Н.В. Шувалова и др.

Летом сорокового года, в период успешных гастрольных выступлений в г. Павлодаре, приступили к репетициям только что написанной Н. Погодиным пьесы о жизни и деятельности В.И. Ленина. Премьера «Кремлевских курантов» открывала 6 ноября последний мирный сезон. Осуществлял постановку и играл главную роль А.С.Ковалевский, который незадолго перед этим принял художественное руководство театром. Коллектив добился впечатляющего результата, это была серьезная, ответственная сценическая работа. Так начиналась театральная Лениниана в Петропавловске.

Спектакль о Ленине был первым в афише летних гастролей 1941 года. 24 мая в Павлодаре зрители снова горячо приветствовали полюбившихся петропавловских артистов. Здесь их застигла Великая Отечественная война. Многие ушли на фронт, защищали Родину с оружием вруках. Работник театра И. Болотов, Горлин, Огнев, Лапшин, Дроботов, Великих, Чернов, Яковенко, Плискин, Гондлер отдали за нее жизнь.

Осенью 1941г, когда в Петропавловск стали приезжать эвакуированные, в труппу влились новые актерские силы – А.С. Краснопольский, Л.А. Покрас, Э.Д. Мильтон, К.К. Чосс и др. Работали много и напряженно. Спектакли и концерты играли на призывных пунктах, в воинских частях, госпиталях, выезжали к сельским труженикам. Всего за годы войны было давно свыше 2,5 тысяч концертов, сыграно тридцать с лишним премьер.

Лев Покрас – яркая, талантливая личность, артист, директор театра (40-50 годы). Он пользовался большим авторитетом у руководства города, его любили и артисты, и зрители. Театр всегда был полон зрителей, несмотря на трудности и проблемы военного времени. Иногда спектакль прерывался, на сцену выходил Л.А. Покрас и объявлял, что наши войска освободили тот или иной город или территорию от врага. В зрительном зале были овации. Люди радовались, плакали и обнимались.

Неизгладимое впечатление на зрителей производил спектакль по пьесе Константина Симонова «Русские люди», режиссером которого был А.С.Ковалевский.

В этот период был поставлен спектакль по пьесе М. Ауэзова «Гвардия чести». В основе её лежали подлинные события – героическая оборона Москвы воинами 316-ой стрелковой дивизии под командованием Панфилова, образ талантливого полководца создал артист А.С. Ковалевский. Павел Рогальский в роли Тулегена Тохтарова и на этот раз показал разносторонность и силу своего дарования. Когда на сцене играл Павел Рогальский, в зале часто раздавались аплодисменты, он первый артист, кто был удостоен звания Народного артиста Казахской ССР.

Впоследствии четверо актёров и работников театра – участников войны и работников тыла - были награждены орденами и медалями. А. Крохлев и В. Матвеев были удостоены высокого звания Герой Советского Союза.

25-летие Казахской ССР было отмечено постановкой трагедии М. Ауэзова и Л. Соболева «Абай». Роль выдающегося казахского поэта, демократа–просветителя стала вехой в творческой судьбе А.С. Ковалевского. Ему было присвоено почетное звание заслуженного артиста Казахской ССР.

Особая репертуарная ветвь – пьесы казахских драматургов. На петропавловский сцене шли пьесы «Гвардия чести» М. Ауэзова и А. Абишева, как упоминалась ранее, рассказывающая о подвиге гвардейцев Панфиловской дивизии, сформированной в Казахстане; «Козы-Корпеш и Баян сулу» и «Завещание потомкам» Г. Мусрепова, «Миг и вся жизнь» О. Бодыкова, «Ночь при свечах» Н. Оразалина, «Сакен Сейфулин» и «Улпан ее «Имя» («Белая верблюдица») С. Муканова.

В 1957 году впервые на русской сцене была осуществлена постановка исторической драмы Сабита Муканова «Чокан Валиханов» о короткой и прекрасной жизни замечательного казахского мыслителя, пытливого этнографа, смелого путешественника, публициста, ученого и исследователя истории народов Востока.

Главную роль доверили молодому артисту Г. М. Шарнину. Автор был щедрым советчиком и консультантом в период репетиций, радовался успеху, выпавшему на долю постановщика - главного режиссера Г.И. Пушкарева и актёров. Спектакль запомнился отличными актёрскими работами. Он был награжден Дипломом I степени первого республиканского смотра драматических театров.

Заслуженный артист республики П.П. Рогальский удостоен звания народного артиста Казахской ССР, А.П. Александрова – звания заслуженной артистки республики.

Министерство культуры Казахской ССР наградило Почётной грамотой и ценным подарком заслуженную артистку Казахской ССР Т.И. Кучину за создание образа матери Чокана – Зейнеп.

Когда мир отмечал 150-летие со дня рождения Чокана Валиханова, театр снова, почти через тридцать лет, обратился к исторической драме С. Муканова и по-новому прочитал классическую теперь пьесу писателя – земляка (режиссёр - заслуженный деятель искусств Казахской ССР Е.Н. Обаев, народный артист Казахской ССР). Роль Чокана блистательно сыграл заслуженный артист Казахской ССР Виктор Григорьевич Шалаев.

Эпоху в жизни театра составляют годы освоения целинных и залежных земель в Северном Казахстане. Играть приходилось на бригадных полевых станах,где сцену заменял кузов автомобиля, а гримуборную – палатка первоцелинника. Игрались пьесы Н. Погодина, К. Тренева, А. Островского, В. Шекспира. Театром заключались договоры о творческом содружестве с совхозами районов области, в районных Домах культуры создаются филиалы театра, оказывается шефская помощь самодеятельным драматическим коллективам, за что театр неоднократно отмечается Почетным вымпелом Министерства культуры СССР и ЦК профсоюзов работников сельского хозяйства.

В 50-60 годы на сцене театра идут такие спектакли, как «В добрый час!» (В. Розов),«Иван и Марья» (Гольдфельд)., «Живой портрет» (А. Морето),«На золотом Дне» (Д.И. Мамин–Сибиряк), «Крепостные» (Лесков), «Мятеж» (Д. Фурманов), «Платон Кречет» (А. Корнейчук), «Опасный спутник» (А. Салынский), «Последние» (М. Горький), «За тех, кто в море» (Б. Лавренев), «Собака на сене» (Лопе де Вега) и другие.

В труппе театра состоят актёры, которые вошли в историю театра: Т.А. Артюхова, А.П. Александрова, М.В. Александров, И.П. Арчибасов, Т.И. Кучина, Ф.А. Макаров,П.П. Рогальский, Г.М. Шарнин, С.В. Скворцов, Н.П. Найденов, П.Н. Константинов, Н.С. Клименко, Б.К. Прасолов.

Осенью 1962 г. театру было присвоено имя Лауреата Ленинской премии драматурга Николая Фёдоровича Погодина.

3В декабре 1972 года театр переехал с улицы Театральной в новое красивое современное здание. Директор театра, заслуженный артист С.В. Скворцов, принял символический ключ от строителей. 27 декабря, в праздничный вечер открытия, состоялась премьера новой пьесы С. Муканова «Сакен Сейфулин».

В спектаклях театра в разные годы участвовали актёры из Москвы: Михал Царев, отец и сын Андрей и Григорий Абрикосовы, Евгения Козырева (она играла в кинофильме «Убийство на улице Данте»), Руфина Нифонтова, Василий Лановой и др.

С 1976 по 1987 год директором театра был заслуженный работник культуры Казахской ССР Виктор Прокопьевич Лапухин. В годы его руководства театр неоднократно участвовал в различных Всесоюзных и Республиканских театральных смотрах, фестивалях и получал по праву Дипломы I степени. Пик гастрольных маршруто впогодинцев также приходится на период руководства театром В. Лапухина.

Гастроли проходили не только по многим городам Казахстана, коллектив выступал в Российской Федерации – в Омске, Свердловске, Златоусте, Благовещенске, Улан-Удэ, Саратове, Мичуринске, Кургане, Тюмени, Челябинске. Много раз бывал на Украине, познакомил со своим искусством жителей Винницы, Тернополя, Белой Церкви, Хмельницкого.

Всего театр побывал на гастролях более чем в 50 городах. В эти годы художественное руководство коллективом осуществлял заслуженный деятель искусств Казахской ССР Н.А. Воложанин, затем в течение пяти лет – С.А. Чулков, с 1985 по 1988 Б.Н. Голубицкий.  Спектакли, поставленные в этот период этими режиссерами:

- Б. Рацер и В. Константинов «Русский секрет» (режиссер - засл. деятель искусств КазССР Н.А. Воложанин)

- Б. Брехт «Трехгрошовая опера»

- О. Бадыков «Миг и Вся жизнь»

-Ф. Шиллер «Мария Стюарт» (режиссер С.А. Чулков – засл. деятель искусств Украины)

- Д. Снегин «Чистый снег»

- Сухово – Кобылин «Свадьба Кречинского»

- А.П. Чехов «Три сестры»

- Тренев «Любовь Яровая»

- А. Островский «Доходное место»

- К. Минц «Бравый солдат Ярослав Гашек», А. Галин «Жанна»

- А. Кудрявцев «Иван и Мадонна» (режиссер – Б.Н. Голубицкий), вызвали огромный успех как у зрителя, так и у искушенной театральной критики.

99-й театральный сезон посвящался современной советской пьесе. Пьесы, выбранные театром для своего диалога со зрителем, объединяет счастливое свойство новизны, верное понимание проблем «дня». Это спектакли А. Кудрявцева «Иван и Мадонна», В. Мережко «Я – женщина», С. Лобозёров «По соседству мы живём», А. Галин «Жанна».

В свой 100-летний юбилей (июнь 1987год) театр провел гастроли в г. Москве на сцене Малого театра Союза СССР им. А.Н. Островского.Народный артист Казахской ССР Николай Петрович Арчибасов за роль гвардии рядового Ивана Климова в спектакле А. Кудрявцева «Иван и Мадонна» был награжден золотой медалью им. Дм. Попова, а ведущими критиками страны был отмечен высокий профессиональный уровень нашего театра.

В спектаклях в этот период блистали народные артисты КазССР И.П. Арчибасов, Г.М. Шарнин, заслуженные артисты КазССР Ф.А. Макаров, В. Кристель, В.Г. Шалаев, заслуженные артисты РСФСР Ю.М. Хвостиков, Ю.А. Ломоносов, артисты Л.В. Нужденко, В. Бондаренко, Е.И. Тихонов, А.М. Кириллов, В.В. Черноскутов, Л.В. Шустова, В.Е. Шустов и другие.

Руководил театром в этот период (1987 по 1997гг.) Виктор Семенович Турпаян, профессионал, человек высокой культуры, энциклопедических знаний в области театра, всю свою жизнь посвятивший театральному искусству. Он выстроил свою модель театра. Его театр был фабрикой по производству хороших спектаклей – по зарубежной и русской классике, авторов современной драматургии.Огромный вклад в театральную культуру внесли главные художники, художники театра, создавая художественные образы спектаклей: Боброва А.П. , Е.В. Караульный,Н. Егоров, Л. Холкин, А.А. Гензе, Н.И. Шаров, В.И. Шапин, Б.И. Забелин, В.Е. Звягинцев, В. Калужский, работающие ныне заслуженный деятель искусств РК  С.С. Яруллин – гл. художник театра с 1979г., художник Н.А. Корякин с 1995г.

В 2001-2011 г. коллектив театра возглавляла Л.Н. Лошакова, обладатель почетного знака Министерства культуры и информации «Мәдениет Қайраткері», художественный руководительВ.Г. Шалаев, заслуженный артист РК.

С рождением нового Независимого Казахстана началась и новейшая история театра, который на сегодняшний день имеет 128-летний возраст своей творческой деятельности.Театр не утратил своих лучших традиций, постоянно обновляет текущий репертуар, живо откликается на культурно-общественные события нашей Республики, области.

Афиша театра за годы Независимости пополнилась спектаклями по лучшим образцам мировой драматургии, такими, как «Чайка», «Три сестры» А.П. Чехова, «Король Лир» У. Шеспира, «Лев зимой» Дж. Голдмена, «Васса Железнова» М. Горького, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Счастливый день», «Гроза» А. Островского, «Странная миссис Сэвидж», «Дорогая Памела» Джона Патрика и мн.др.

Миссия русского театра никогда не исчерпывалась чисто художественными задачами – с первых дней своего существования театр стал связующим звеном между казахской и русской культурами, способствуя их взаимодействию и взаимообогащению.

Особую репертуарную ветвь театра составляют пьесы казахских драматургов: «Козы-Корпеш и Баян-сулу» Габита Мусрепова, поставленный в театре А.М. Мамбетовым – народным артистом СССР и РК, «Каhарманы», лауреатом государственной премии СССР и РК на X Республиканском фестивале театров, проходившем в г. Петропавловске и посвященном 100-летию Г. Мусрепова, спектакль завоевал Гран-При.

Написанная и поставленная В. Г. Шалаевым пьеса о гениальном казахском поэте Магжане Жумабаеве – «Суд Магжана» - на II Международном театральном фестивале стран Центральной Азии (г. Алматы, 2008г.) получил звание «Лауреата» в номинации «За яркое воплощение исторической личности» на казахстанской сцене (автор и режиссер - В. Шалаев, заслуженный артист Казахской ССР). За годы Независимости творческий потенциал театра был достойно отмечен на престижных Международных и Республиканских фестивалях:

-VII Республиканский фестиваль театров г. Караганда - диплом "Лучшая актриса" (Л.В. Ванюкова, народная артистка РК).

- Международный телевизионный фестиваль «Молодость века» (РФ г. Москва – 2002г.) – лучшая женская роль в спектакль Э. Радзинского «Лила» Ирина Пашкина (режиссер А. Орлов)

- Международный театральный фестиваль «Золотой конек» (РФ г. Тюмень – 2004г.) -диплом фестиваля за спектакль «Феликс» Э. Медведкина (режиссер А. Алтынбеков)

- XIV Республиканский фестиваль театров Казахстана (г.Астана – 2006г.) – «Гран-При» за спектакль «Мордасовские сны» («Дядюшкин сон») Ф.М.Достоевского (режиссер-постановщик - засл.арт РК В. Шалаев).

Для осуществления театральных постановок в этот период приглашаются ведущие мастера сцены Казахстана и сопредельных республик А. М. Мамбетов – народный артист СССР и РК, А. Чулков (Украина), А. Орлов (РФ), Б. Горбачевский (РФ), Ю. Кокорин (РФ), А. Алтынбеков (Казахстан), А. Кизеров (РФ), А. Перунов (РФ).

Своей главной задачей в этот период руководство театра считает поиск собственного почерка, оригинальности, значимости репертуарной политики, ориентирующейся на произведения мировой классики и казахской драматургии.

Театр в этот период вновь открывает гастрольные маршруты. Зрители сельских районов области с радушием встречают погодинцев. Только за последние 20 лет на селе показано 600 спектаклей и обслужено 195,0 тыс.зрителей. Ежегодно театр показывает более 200 спектаклей и обслуживает более 40 тысяч зрителей.

Главным событием явились обменные гастроли между Государственным академическим театром для детей и юношества им. Н. Сац (г. Алматы, 2003 год) и Омским академическим театром драмы (2005г.), проведенные на высоком организационном и художественном уровне. Особое внимание обращается на формировании творческого состава. Ядро труппы составляют мастера сцены, как народная артистка РК Л. Ванюкова, артисты – мастера сцены Л. Шустова, В. Шустов – обладатель почетного знака «Мәдениет қайраткері» Министерства культуры и информации РК, Б. Васко, засл.артистка РК Н. Косыгина, А. Наргеленас, Л. Шалаева, И. Полещук, А. Никулин, Т. Афанасьева,Е. Патешкин, И. Пашкина, Е. Покрас, М. Черняк, Т. Терлецкая, В. Алфимов и др., что доказывает -художественные традиции погодинцев в надежных руках. Над созданием спектаклей работают художники, бутафоры, гримеры, костюмеры, швеи, осветители. Все они преданы своей профессии и трудятся не один десяток лет – это заслуженный деятель искусств РК С.С. Яруллин, художник Н. Корякин, зав.постановочной частью М.Л. Покрас, зав. костюмерным цехом Л.А. Андрюшкина, художник по костюмам С. Таныгина, администратор И. Щёголева, зав. труппой Л. Яруллина, помощник режиссера Татьяна Кореневская.

Организуется В. Шалаевым студия при театре, где ведущие мастера передают свои знания и опыт молодому поколению будущих артистов.

Республика и руководство области высоко оценили новации деятелей театра.

За высокие художественные достижения и подвижническую миссию награды получили:

- Косыгина, засл.артистка РК, кавалер ордена «Құрмет»

- В. Шалаев, засл. арстист РК, медаль «Ерен еңбегі ушін», «20 лет Независимости Республики Казахстан»

- В. Шустов, почетный знак Министерства культуры и информации РК«Мәдениет Қайраткері»,

- Е. Патешкин, юбилейная медаль « 10 лет Астане».

Обладателями почетной премии Акима стали: И. Арчибасов – народный артист РК, В. Шалаев - заслуженный артист РК, Л. Турпаян (Ванюкова) - народная артистка РК, В. Шустов - обладатель почетного знака «Мәдениет Қайраткері» Министерства культуры и информации, Л. Шустова, Б. Васко -мастера сцены, Л. Лошакова – обладатель почетного знака «Мәдениет Қайраткері» Министерства культуры и информации РК, Н.Корякин – художник театра, Т. Гукова – гл. бухгалтер.

Театр к 120-летию награжден почетной грамотой акима области Билялова Серика Султангазиевича и денежной премией. Большое внимание в эти годы руководство области уделяет материально-техническому оснащению. Произошли позитивные изменения в облике театрального здания – обновленный интерьер фасада, зрительного зала, фойе, гримуборных, кафе, - все это делает посещение театра настоящим праздником для североказахстанцев.

Сцена театра им. Н. Погодина стала центром притяжения театральных коллективов Республики и России.

Так, на сцене театра прошли гастроли театров Казахстана и России: государственного академического театра оперы и балета им. Абая Кунанбаева, государственного академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, государственного академического театра для детей и юношества им. Н. Сац, Омского государственного академического театра драмы, Омского государственного академического музыкального театра, Карагандинского государственного театра музыкальной комедии, Акмолинского областного театра драмы.

Театр постоянно подтверждает, что, задавая эталоны творчества в регионе, он был и остается средоточием сбережения нравственных и эстетических ценностей, духовным центром, способствующим формированию социальной стабильности, гуманизации личности и единения.

НОВОСТИ

Введение Войлоковаляние: искусство кисмета и ширдаков Ювелирное искусство: отражение казахской...

НОВОСТИ

Что случилось Ночные ограничения в Берлине Реакция пассажиров и критика правил Ответы на част...