Жительница Беларуси, поклонница творчества Димаша Кудайберген - Лилия Авдеева написала стихи про каз...
Максат Таж-Мурат. Принц шуток
(отрывок из книги «Димаш. Когда жаждут крика»)
Сразу после выступления на 5-эпизоде пользователи единодушно отметили новое качество не только в исполнении, но и в характере певца. «Раньше я всегда обращала не его сосредоточенность в каждом звуке, и на его совершенный вокал, а здесь он увлекся музыкой, – заметила Моника Василевска подытоживая свой видеорассказ о пятом эпизоде. – Не пение было самое главное в этой песне. Это конкурс, а в конкурсе нужно показать себя с разных сторон. На этот раз Димаш выбрал песню, показывающую, что он может веселиться, танцевать...» Ей в унисон Dimash&Dostar: «<...> До этого Димаш погружал нас в глубины сильных эмоций, переживаний, драмы. Но, всё-таки, он – молодой озорной парень, и на сей раз Димаш решил показать именно эту часть своей натуры. Для такого случая идеально подходила зажигательная песня «Uptown Funk» Бруно Марса...»
Читаешь эти строки, и создаётся впечатление, что конкурсант пошел на весёлость и озорничество ради разнообразия артистических номеров. Это, конечно так, но не совсем правильно – Димаш и в жизни по натуре парень юморной, он любит как сейчас говорят, прикалываться. Наверное это у казахов в крови. Казахский народ вообще сам по себе любит шутки-прибаутки, отсюда выражения Қалжыңсыз қазақ жоқ («Нет казаха без шуток») или Қалжыңсыз қан жүгірмейді («Шутка казаху кровь разжижает»). Известный казахский театральный режиссёр, семейный друг Айтбаевых Асхат Маемиров как-то рассказывал, что Димаш является искусным пародистом, он в узком кругу может хоть кого пародировать, в том числе, вполне вероятно, сделал он это и с самим рассказчиком, разумеется, за его глаза. Во всяком случае, есть видеоэпизоды в его досингеровской и сингеровской жизни, где он своим искромётным и уместным юмором лично меня неоднократно «улыбнул». Смешные эти моменты можно почитать в ЕФК, его интересной ветке, где в одном месте собраны если не все, то большинство из интервью Ди, расшифрованы эти тексты активистками фанклуба Айнурой Умаровой и Даной Дащановой. Вот некоторые из них.
Первая история датирована 8 сентябрём 2015 г, это передача телеканала Qazaqstan TV / Қазақстан Ұлттық Арнасы Түнгі студияда Нұрлан Қоянбаев («В ночной студии с Нурланом Коянбаевым») – первая передача, куда пригласили Димаша после победы на «Славянском базаре – 2015». Ведущий передачи Нурлан тот самый еще приколист – бывший многолетний капитан казахстанской команды КВН, и он как всегда в своём духе прикалывает гостя программы вопросом: «Вот, Димаш, Вы побывали во всех «Базарах», а были ли на Зелёном базаре Алматы?»
Димаш в полном серьёзе:
- Не был, надо побыть.
Но отвечая почувствовал – тут без юмора не обойтись.
- Что изменилось в Вашей жизни после Славянского базара, – буднично продолжает Нурлан, но по хитро прищуренным глазам видно, что готовит очередную мину. Тут Димаш ему под стать:
- Ну, что может изменится?! Стали брать много интервью, приглашать на передачи, концерты...
Затем, сдержав небольшую паузу, как бы между прочим:
- Сам лично не изменился, каким был, таким и остался. Только вот... – мило посмотрел на свою обувь и показывает, - новые кроссовки купил...
В студии оживление. Дальше пошёл непринужденный разговор – все напряжение как будто рукой сняли. Шутки, смех, игры... Нурлану это понравилось, они подружились, потом, после Singer он ещё раз пригласил Димаша на свою передачу. Жаль, что его уходом программа эта несколько поблекла...
Следующая телепередача «Бенефис шоу» телеканала «Хабар» – на апрелевский номер 2016 года хабаровцы пригласаили Димаш вместе с членами семьи, где-то в середине передачи на экране показывают эпизод, где тринадцатилетний Димаш с курчявым волосом поёт народную песню Еңлік-Кебек, это наши Ромео и Джульетта. Вдруг Димаш соскочил с места и подбежал к экрану, делая движение руками, мол, хочет закрыть экран – ему стало стыдно за свои «девчачьи» кудряшки. Этот эпизод опять принёс оживление в студию, ведущая стала более раскованной, начала говорить настоящим, человеческим языком...
А вот в Китае, особенно в начальном периоде Singer, состояние Димаша можно было охарактеризовать выражением из жанра парадокса: «Он был разговорчив как рыба». Прежняя милота, самоирония, искромётный юмор, всё куда-то подевались. Когда утром 22 января китаянки бегали за ним, крича «Дима-ши-и, Хазахыста-а-ан!», он вместо того чтобы поговорить с ними убегал взяв ноги в руки. Позже, спустя несколько лет один китайский тележурналист, который брал интервью у Димаши, в своих размышлениях о нём заметил, что наверное из-за языкового барьера весёлая сторона его характера редко попадает в камеру, только изредка, когда он общается со сверстниками. И в самом деле, такое ощущение, что он порой просто не может подыскать слов, чтобы выразить свои чувства на китайскую публику, потому он внешне остаётся сдержанным. Манеру разговора этого, другого Димаша – Dimashi можно передать словами Вольтера о дипломате: если тот говорит «да», то это значит «может быть», а если он говорит «может быть», то это значит «да». Кажется, после его выступления на 6-эпизоде журналист спросил его, какое китайское слово он часто произносит. Димаш ответил: dui, dui, dui («Правильно, верно, верно»). По этому поводу его китайские фанатки шутили, что если у Димаши спросить по-китайски «Ты на мне женишься?», он непременно ответить dui, dui, dui.
Поэтому на первых порах юмор Димаша понимали лишь ограниченный контингент казахов в Чанша, например, когда он увидев на пятом эпизоде сценическое одеяние Терри Лин бросил реплику: Кәстөмі күшті екен («Отличный у него костюм»), а вот когда после записи того эпизода к нему явилась делегация журналистов, состоящая из двух казахов – выходцев из Синь-Цзянь и одной монгольской девушки, тут уж Ди явно был в ударе со своим искристым юмором и остроумием.
Один из участников импровизированной пресс-конференции интересуется, не предлагал ли Джеки Чан сняться в кино. Димаш говорит, что предлагал: «Джеки Чан говорил, что пригласит меня в свой следующий фильм. Я подумал, что это главная роль и спросил, какую роль я там буду играть? А он говорит, там есть кадр, где нужно за несколько секунд наносить один удар...»
Дальше следует вопрос корреспондентки:
- Димаш, ты уже довольно длительное время находишься за границей. Привыкаешь ли жить вдали от дома?
- Не могу сказать, что привыкну. Скучаю по дому, по родным. Ведь у меня три ребёнка... одна жена... – Заметив, что глаза у собеседницы округлились, поспешно дабавил, – я так, в шутку...
Тем не менее девушки решили развить «тему». Одна из них, монголка, задаёт стандартный для того времени «женский» вопрос:
- Вас в Китае называют «Жених». Каково главное требование, которое Вы предъявляете будущей невесте?
Димаш смутился, закрыл лицо руками, немного подумав сказал:
- Характер у неё должен быть правильным, ну и воспитание...
- Как Вы готовитесь к выступлению, что пьете?
Димаш и на этот раз начав серьёзно, но закончил шуткой:
- Стараюсь много не говорить, много не петь... Три дня не дышу, шесть дней не питаюсь.
Все рассмеялись.
Напоследок гостья угощают его бауырсаками – жареными в масле мучными шариками, без начинок, в одном тесте. Увидев их Димаши мгновенно завопил:
- Выключайте камеры! Тридцать семь лет не ел бауырсаки!...
Кстати, об этих бауырсаках у казахов имеется одна поучительная история. «Многие говорят, что мы казахи, самые шариющие. А знаете почему, я вам отвечу. Например, американцы засунули между двумя булками котлету и назвали это гамбургером. Итальянцы засунули в тесто сыр и назвали это пиццой. Турки засунули в тесто фарш и назвали это донером. Русские? А что русские, засунули в тесто картошку и назвали это пирожком. И только мы, казахи, самые шариющие! Это мы сумели засунуть в тесто воздух и назвать это бауырсаком!...»
Пожалуй, по части самоиронии казахи занимают верхние строчки в рейтинге народов мира, наряду с евреями и армянами...
Шли дни, пробегали недели. Ди и китайцы друг друга не понимали без переводчика и все были счастливы, но начиная примерно со второй декады февраля он стал проявлять признаки адаптации к новым условиям и понемногу находить себя. Вот выдержка из интервью от 11 февраля, состоявщегося во время китайского новогоднего Фестиваля фонарей.
- Почему Вы похудели, Димаши? – спрашивает журналистка.
- Да вот, ещё больше хочу понравиться фанаткам, поэтому и похудел.
- Какая черта главной должна быть у Вашей девушки?
Здесь Ди опять экзистенциален как Камю, который считал, что Адам создан для созерцания, Ева для мягкости и соблазнительной грации.
- У неё должен быть мягкий характер.
- У меня мягкий характер.
- Думаю, Вы встретите парня лучше меня...
Меня удивила расположенность тележурналистки к юмору. Обычно у
китайцев принято сдерживать эмоции. Они даже выглядят несколько флегматичными. Также у них непринято шутить на политические темы. Но будучи в Китае я заметил, что, с другой стороны, там громкие разговоры не считаются чем-то зазорным, ещё некоторые из них положительно воспринимают шутку и сами не прочь пошутить, особенно южные ханзу, – только к месту и в меру. То, что в принципе импонирует казахам, особенно западным, где принято юморит, особенно такие родственники как нағашы-жиен (с родственниками по линии матери); жезде-балдыз (муж сестры – младший брат жены) и т.д. шутят между собой, дразнят друг друга. Например, мать Димаша Светлана умеет пошутить, к месту и тонко. Однажды ей и Канату пришлось вести свадьбу одного своего знакомого – тоже Канат по имени, рослый и дородный в отличие от Каната Кудайбергенулы и Света в шутку сравнивая двух Канатов заметила, что она чуть повыше своего мужа, ибо большего времени суток проводит на кухне, где много морковок.
Через несколько дней в городе Чанду Ди ещё раз блеснул своим нравом. Его с Алпамысом пригласили в местный ресторан, где гостей потчевали требухой. Заодно облаченный в национальную одежду молодой китаец в технике кунг-фу, через себя, из чайника разливал им чай, при этом точно попадя в чашку. После того экзотического потчевания Ди заметил, что он теперь боится пить этот чай, мол, там, в желудке начнётся кунг-фу. Затем стал уплетать требуху делая движения кунг-фу, – требуха эта, похожая на казахское блюдо қарын, хотя внешне довольно устрашающего вида, но было видно, что очень вкусный.
Закончив трапезу, всё ещё находившийся под впечатлением от восточного искусства Ди показал маска-шоу, похоже, изобретение, весьма распространённое в среде актюбинских тинейджеров. Делал он это так: сначала принимал серьёзное лицо, затем со лба вниз стал проводит тыльной стороной руки, по мере её опускания от прежнего серьезного вида ничего не остаётся – в конце мы видим уже другую, устрашающую как китайская требуха казаха маску.
В целом чандуйские номера мне понравились. Маска-шоу повторять мне не удалось, видимо, для этого надо обладать недюжинными способностями пародиста как у Димаша, – не зря он говорит, что у него любимый актёр Джим Керри, – а вот принятие пищи в стиле кунг-фу я неоднократно продемонстрировал своим друзьям при общем дастархане, – большинству из них «кунг-фу» от Ди» пришёлся по душе, только женская часть ужаснулась, посчитав это непотребным издевательством над едой. Возможно мне всё же не удалось балагурит как Димаш – с тактом, уместно и умело...
А почему?
Я часто думал над этим вопросом, пока после усердных психометафизических упражнений меня не осенила одна мысль.
х х х
На самом деле Димаш – суперобычный парень со своими причудами, думал я. Ну хотя бы возьмем то, что он никогда не носит носки. Видимо это неправда, просто некоторым так удобно ходит, например, известному южнокорейскому актёру и шоумену Со Джун или российскому театральному режиссёру Сергею Чехову, который однажды даже умудрился придти без носков в Кремль, где проходило чествование лауреатов госпремий. Нам, астридолиндгренским Пеппи Длинным чулкам, похоже, этого не понять: без носков ноги же будут потеть или они носят специальные короткие носки под обуви. Честно говоря, для меня этот вопрос остаётся большой загадкой.
Ещё Ди как и большинство творческих людей несколько рассеянный. Его школьная учительница из актюбинской гимназии №32 Роза Куанышевна рассказывает: «Как-то на одном из уроков я увидела, что один его ботинок блестит, а второй не протёртый, весь в пыли. «Ты специально не обтираешь один ботинок кремом?» – спросила я. Он: «Отец меня сильно торопил и я даже забыл про него». А ещё у него постоянно развязываются шнурки. Может забыть в такси только приобретённый дорогой костюм. Когда приезжал в Китай, он частенько забывал взять с собой SIM-карту. Тогда купили ему коробку для хранения этих карт. Он сразу же положил в коробку SIM-карты из стран, которыми он регулярно пользовался. И каждый раз, когда возвращался, хвастался как ребёнок: «Смотрите, ни одну не потерял!» Однажды, когда сотрудники встретили его, они услышали слова, которые он уже давно не произносил. Он скзал:
- Пожалуйста, дайте мне Wi-Fi.
- Вы снова потеряли свою китайскую SIM-карту?
- Нет, вся коробка осталась у меня дома. Потому что я сменил телефон.
- А какая связь между потерей SIM-карты и сменой телефона?
...
Вот такой вот наш будничный Димаш. Впрочем, его фанармию подобные вещи вовсе не смущают – Diars находят в них некую милоту. «Эти милые «рассеянности» только добавляют к образу Ди человечность, близости к простым людям!» – пишет активный член Евразийского Фан Клуба Димаша Наталья Быкова. А ещё они видят в этом его искренность. Диарс верят, что их светлый Ди всё делает искренно. Даже тогда, когда кушает в стиле кунг-фу или прыгает на кровать с ходу на замысловатом полусальто, везде он настоящий, неразбодяженный, непридуманный, неангажированный. А люди не любят, а обожают настоящих. Как в своё время публика обожала Юрия Шатунова. И Юру, и Ди обожали и обожают не только за тембр, чистоту голоса или необыкновенную харизму, но прежде всего за то, что они настоящие, искренние, как на сцене, так и в жизни. В Димаше есть фундаментальная искренность, поэтому ты забываешь все его недостатки. При нынешней бездуховной действительности это дорогого стоит. Все, кто бы несоприкасался с Димашом, отмечают, что он презирает условности. Искренность, полудетская непосредственность восприятия и выражения, каких бы предметов они не касались, в большей мере раскрывает растерянным во время интервью, порой не знает, что отвечать, особенно тогда, когда вопросы не с его мира. Его почитатели даже этот казалось бы недостаток воспринимают с восторгом, говоря, уж лучше так, чем звезданутость и горделивость.
Озорной, юморной шутник, игривый ребёнок в жизни Ди на сцене совсем другой человек. Он искромётно не шутит со сцены как, скажем, Яак Иоала. Он на подмостке скорее не артист, а человек, простой, со всеми, что присущ ему. Вместе с тем все мы на помостке видим другого образца, становимся свидетелями как простой скромный парень в жизни превращается в Big Star. Даже больше, как сказано в одном комментарии, как «оленёнок с добрыми глазами превращается в бог сцены». «Хитрюшка, ходит себе такой мальчишка-скромняшка, в рванных джинсах, прикалывается, шутит, а как выйдет на сцену, всё, весь мир у Его ног», – пишет Камшат Карабаева. «Неужели сейчас вот этот самый, сидящий на диване «домашний» Димаш и песня – это всё правда один и тот же человек? – удивляется Лена Кирпикова. – Такие сильные, наполненные густой мужественностью, уверенные звуки издаёт этот застенчивый, щуплый, дурашливый мальчишка?! Ох, как он меня этой загадкой природы крепко держит в своих сетях…» Впрочем, некоторые пытаются разгадать это таинство природы, как это делает например Марго Белоусова: «По сути, он ещё мальчишка, задорный и весёлый. Но когда выходит на сцену, происходит волшебство. Бог накрывает его своей дланью и он творит. Он избранный».
Да, Бог одарил сполна Димаша. Я заметил, что некоторые вроде бы обычные люди сидят как принц или настоящая леди, грациозно. В том числе наш Ди, – он как ланид, – а также российские артистки Екатерина Гусева и Дина Гарипова, к примеру. Казалось бы мелочь, но это явно признак культуры, а может той самой избранности, о котором толкует Марго. Не знаю. Но то, что эти люди никогда не изменяют своей внутренней сути, это неоспоримо. Ведь после головокружительного взлёта в Чанша прошло столько времени, причём полное не менее головокружительным триумфом, но Димаш нисколько не поменялся. Никакого пафоса, никакого апломба. Остался «простым парнем из Актобе», как выражается он сам. Пожалуй, известная фраза Льва Толстого «Величие – в простоте» как никому подходит Димашу. Когда собеседник адекватный и обстоятельства подходящие по-прежнему может неожиданно стрельнут шуткой или блеснуть искрометным юмором, выдать такие выражения, которые, казалось бы, ненапыщенные, простые слова, но они становятся идиомами. Например вот это: «Детей хочу, а женится не хочу». Или его коммент по поводу своих ранних причесок и сценической одежды: «Ойбай-ай стайл». После лондонского концерта корреспондент ТАСС спрашивает его:
– Димаш, в каком возрасте ты понял, что хочешь быть певцом?
– С самого прибытия из роддома, с того момента, когда получил первый шлепок по попе сразу после рождения…
Или на вопрос китайского журналиста, выведывающего у него, почему вся его энергия направлена на музыку, неожиданно шутит:
«Возможно, во мне есть какой-то дефект, из-за которого я могу заниматься постоянно только музыкой. Видите, моя жизнь разрушена музыкой!»
В нём всё натурально. Даже на гребне полнейших успехов. И не зря его Игорем Крутым судьба свела – ведь известно, что Игорь Яковлевич также ценит самоиронию и непереносит напыщенных индюк. Или же то, что Ди считает Майкла Джексона своим величайшим кумиром. Я заметил, что он точно также как Майкл в отдельные моменты закрывает лицо руками. В таких случаях оба они вдруг обнаруживают в себя как бы детскую душу. Неспроста MJ говорил, что он в душе Питер Пен. Бытует мнение, что король мировой поп-музыки был одержим детством, – он, мол, хотел вернуться в своё детство, которого он был лишён из-за того, что вступил в стезю артиста очень рано, – певец говорил, что родился на сцене. Возможно поэтому Майкл душу не чаял в детях. Но о Димаше этого не скажешь. Вернее, он тоже очень любит детей, однако Ди рос купаясь в лучах родительской любви, особенно бабушки и дедушки. Однако здесь его с Майклом роднит то, что он будучи единственный в большой семье взрослых вырос избалованный, как подметила евроазиафановка Соня Максимова. Возможно из-за этого обстоятельства Димаш даже подростком не потерял чувство детской непосредственности – в соответствии с призывом к актёрам театрального реформатора Станиславского. По наблюдениям его окружения, он в реальной жизни непосредственный как ребёнок: иногда спонтанно начинает петь, а иногда просто уходит в себя, упираясь взглядом в одну точку, и сразу кажется очень зрелым для своего возраста, что дало основание пользователям китайского микроблогинга 微博 Weibo считать, что Димаши может быть и «сладким, и солёным красавцем».
Но в обоих случаях невозможно не попасть под обаяние его непосредственности. Почитатели его творчества единодушны в том, что это тот человек, который в любых случаях обладает сильным притяжением и такой энергетикой, которая действует на всех позитивно. Даже его шутки, весёлый нрав помогают людям сохранить присутствие духа. Всем другим, кто чтит его, а также самому певцу. Дело в том, Димаш скорее страшно стеснительный человек, которого тяготит общество людей, долгое общение с ними. Это я по себе знаю, даже подозреваю, что данное состояние может граничать с антрофобией – боязнью толпы. Это не болезнь, не психосоматика, а естественное состояние творческой личности, сильного интроверта. В случае с Димашом музыка любит тишину, музыка рождается в тишине, – об этом сам певец неоднократно говорил. Чтобы не нарушить сей микромир человек старается избегать действий, которые делают его уязвимым, в том числе с помощью шуток. Здесь как никогда точен наблюдение поклонницы Ди Татьяны Беловой, которая пишет, что чувство юмора спасает его – «будь другой, уже крышу могло бы сорвать». Кажется, Маяковскому принадлежит крылатая фраза советских времён: «Смех – оружие сильных». Сказано в том смысле, что чувство юмора, сарказм как один из способов выражения справедливости. Эти слова в отношении Димаша надо понимать не в том смысле, что он хочет острит, нет, он выстраивая свою стилистику общения с электоратом, одновременно защищает себя от всего вторичного в этом мире, в том числе шоубизнеса. Отсюда его манера говорит с людьми на простом, общедоступном языке, без красивых, усложнённых наукообразных оборотов – он даже в своих интервью как бы побаивается всуе использовать музыкальные термины. Манера выбирать выражения – с изрядной долей импровизации, спонтанно и с юмором. Пользоваться юмором, который помогает не открываться встречному-поперечному, но понимать, что маска не должна влиять на истинное выражение лица, гениальную простоту без глупости блескучей мишуры. Не знаю как вам, а вот для меня в этой манере, в этой маске-ширме угадывается явление, которое сродни с суфийскими притчами, в обиходе называемые анекдотами от муллы Ходжа Насреддина – его наивные и одновременно глубокомысленные ответы на обывательские вопросы.
А может я ошибаюсь. Но в любом случае давайте пошутим, как это делает наш любимый Ди. Ведь жизнь такая короткая, обидеть друг друга всегда успеем…
Мәдениет порталы