ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ НЕЧТО ПРЕКРАСНОЕ

МУЗЫКА
899

 Сайрамбек Жексенбиев

Если мы зададимся вопросом «Что является главным в музыкальном произведении?», то ответ будет одно-значный – «Конечно же, мелодия!» Вспоминая любое музыкальное произведение, будь то оперная ария или народная песня, пьеса для какого-либо инструмента или симфоническое произведение, фрагмент оратории, а может быть просто эстрадная песня в исполнении любимого певца, то в первую очередь мы вспоминаем мелодию, или как говорят музыканты – тему.

«Мелодия – душа музыки!» Улетит из памяти мелодия, и музыка в нашем сознании умрет. Мы вспоминаем «тему судьбы» из 5-й симфонии Бетховена, и оживает в памяти его симфоническая драма. Мы вспоминаем «тему маленьких лебедей» и тут же представляем 4-х балерин, танцующих в «Лебедином озере» Чайковского. Вспоминаем только одну музыкально-поэтическую фразу «кони привередливые», и уже возникает в нашем сознании образ Высоцкого. Мотив «Каравана» Дюка Эллингтона воскрешает целую палитру красок биг-бенда. Зазвучит тема кюя «Кос-алка» Даулеткерея, и мы живо представляем и домбру, а то и весь оркестр казахских народных музыкальных инструментов, и образ красавицы, и ее позванивающие серебром шолпы.

Если вы спросите у музыканта, композитора – «Что самое важное в создании музыкального произведения?», он безошибочно ответит: «Найти тему, услышать ее в своем сознании и успеть зафиксировать, записать эту мелодию!»

Тема – это ядро, квинтэссенция, из которой рождается музыкальное произведение. Сочинить тему, из которой может родиться целое масштабное произведение, способен далеко не каждый. Для этого мало музыкального и даже композиторского образования. Ну-жен природный талант и вдохновение. В истории музыкального искусства были примеры, когда славу композитору принесла его одна гениальная тема, мелодия. Особенно зримо роль темы проявляется камерных жанрах, в песне, пьесе. А в эстрадной музыке, в джазе, в роке, хорошая тема, красивая мелодия, образно яркая, характерно индивидуальная, определяет залог успеха произведения.

В современном музыкальном мире особенно остро возникает потребность в качественном исходном тематическом материале, хороших, с потенцией их развития мелодиях. Они необходимы для создания музыки к документальным и художественным фильмам, к театральным постановкам, для оформления радио и телевизионных программ, озвучивания различных перфомансов и инсталляций, да и просто музыкального фона наших праздников и будней.

Да, конечно же, музыку создает изначально композитор. Но не следует игнорировать и роль исполнителя, тем более импровизатора. В современных технологиях музыкального производства важную роль играет и аранжировщик. Если мелодию можно сравнить с рисунком, то аранжировку – с одеянием этой мелодии в наряды гармонического, полифонического, метроритмического, тембрового звучания. Притом, одна и та же тема может приобретать самый различный характер через ее разножанровое прочтение, и таких примеров бесчисленное множество, как в классической, так и в легкожанровой музыке. Была бы хорошая тема!

В современном музыкальном производстве наблюдается разделение функций. Один сочиняет тему, как генеральную идею, другой ее обрабатывает, аранжирует. Причем, аранжировка может быть нотной, а может быть и живой, то есть сразу озвученной. Средства озвучивания также могут быть разными: исполнением на инстру-ментах вживую, или путем использования компьютерных технологий, синтезатора. Последнее, конечно же, существенно оптимизирует процесс производства.

Итак, коллективность, коллегиальность стала одной из распространенных форм в творческом процессе рождения музыкального произведения. Однако исходный момент, изначальный импульс подается композитором в виде его авторской музыкальной идеи, в форме мелодического образа. Сам же процесс продвижения музыкальной идеи через аранжировку, импровизацию, оркестровку, техническую разработку саунддизайнером, может приобретать ряд существенных трансформаций, вплоть до приобретения качественно нового образного, художественного содержания.

Некоторые современные композиторы считают, что их роль заканчивается на клавире, и что в связи с существенно усложнившейся технологией компьютерной обработки звука, использования синтезаторов, оказывается вообще невозможным преподнесение произведения традиционным способом, живым звуком, в концертном зале. Подобные произведения создаются в звукозаписывающих студиях, имеющих неограниченные возможности обработки звука, его подачи исключительно в формате электронной записи. Не случайно в творческом коллективе, создающем современные саундтреки, важную роль стали играть технически образованные, неординарные, современно мыслящие личности, выступающие порой генераторами главной художественной идеи произведения.

Показательным примером тому может послужить творчество казахстанского композитора Сайрамбека Жексенбиева. Его имя (точнее, творческий псевдоним – Сайраш) как композитора, появилось в музыкальном мире Казахстана совсем недавно, однако, он быстро завоевал признание как интересная творчески одаренная личность, неординарный талант и плодотворный композитор.

В истории мировой музыкальной культуры были примеры «модуляций» талантливых людей из весьма отдаленной от музыки профессии в композиторское творчество. Так Н. А. Римский-Корсаков изначально готовился стать морским офицером, а А. П. Бородин был ученым химиком, М. К. Огинский – дипломатом, а казахский композитор Б. Байкадамов – математиком… В этой связи интересно взглянуть на жизненный путь Сайрамбека Жексенбиева, приведший его к музыкальному искусству, сочинительству и продюсированию своих сочинений.

Родился Сайрамбек в 1954 году в поселке Новотроицкое, неподалеку от железнодорожной станции Чу Джамбульской области. Отец – Рахметулла прошел тяжелую школу войны, был ранен и де-мобилизован в чине капитана. Возвратившись в родные края, стал сельским учителем и, будучи поэтически одаренным человеком, слыл мастером дружеских эпиграмм. Мать – Умутжан, хранительница очага, воспитала семерых детей, четвертым из которых был Сайрамбек.

Он не получил специального музыкального образования и не планировал стать музыкантом. С юных лет, фанатически влюбленный в идеи ядерной физики и своего кумира, великого итальянско-го физика Энрико Ферми, запустившего первый атомный реактор, Сайрамбек настойчиво шел по пути постижения современной науки, физики высоких технологий. В 1971 году он поступил на физико-математический факультет КазГУ. В университете Сайрамбек обрел много новых друзей и с одним из них, музыкально одаренным сокурсником Сериком Амеевым, впервые почувствовал вкус к сочинению песен. Позже, уже окончив университет и работая по распределению в индустриальном институте г. Рудного, даже подготовил два альбома песен на стихи Е. Евтушенко, Н. Матвеевой, А. Возне-сенского. Но развития музыкальное творчество тогда не получило, надо было «грызть гранит науки» в аспирантуре Института высоких температур Академии Наук СССР. Вернувшись в Алма-Ату в 1986 году и еще некоторое время занимаясь педагогической и научной деятельностью в Государственном политехническом институте, в 1988 году, в эпоху крутых социальных перемен, Сайрамбек решительно изменил свою судьбу. Обладая математическим складом ума и холерическим характером, не терпящим покоя, бездействия, он ушел в бизнес.

Бизнес можно рассматривать как особую форму творческой деятельности людей. И в особенности тогда, в начале девяностых, когда в обществе царила атмосфера эйфории от свалившихся на голову экономических и политических свобод. Огромные возможности, открывавшиеся перед предприимчивым человеком, полностью захватили Сайрамбека, на физику и лирику времени не оставалось. Возможность остановиться и прислушаться к голосу своей души, к тем мелодиям, которые рождались в ней и просились в мир, появи-лась в 2008-м. Это был год, когда весь мир оказался у экономической пропасти, и лишь чудом удержался на самом ее краю.

Первым музыкальным опытом Сайраша стал альбом «Мелодия снов». Название связано с тем, что большая часть мелодий взята им из собственных сновидений. Сначала он не придавал значения этим снам, но постепенно осознал, что это сигналы из подсознания, к которым надо прислушаться, и сконцентрировать на них свою творческую энергию. Так произошел прорыв мелодического творчества, и появилось непреодолимое желание записывать спонтанный поток музыкальных идей.

Помощь ему в этом оказали его друзья – музыканты Бахыт Омаров и Казбек Спанов, которые разглядели в мелодиях Сайраша потенциал оригинального сочинителя со своим почерком. Они помогли издать его первые альбомы, познакомили с музыкантами– импровизаторами и аранжировщиками В. Хоменковым, Д. Халиловым, Э. Али-Кули-Заде. Первые мелодии Сайраш подбирал на гитаре, затем в доступных пределах освоил фортепиано, далее перешел к синтезатору.

Следует отметить, что его темы отличает ряд ценных качеств. Все они воспринимаются с национальной определенностью, хотя в них и нет прямолинейного использования стереотипных фольклорных интонаций. Музыкальная мысль автора всегда находится в движении, в ней слышится действие, образное видение, вплоть до повествовательности, сюжетности.

Благодатный тематический материал Сайраша вызывает творче-ское вдохновение у аранжировщиков и музыкантов-импровизаторов, что способствует созданию ярких разнохарактерных композиций. Для всех пьес, созданных на основе мелодий Сайраша, характерна компактность, краткость формата, клиповый характер. Такая камерность формы, с одной стороны, лежит в русле этнических традиций казахской музыки, а с другой, отвечает требованиям лаконичности, компактности высказывания, сжатой информативности.

Как человека с физико-математическим образованием, Сайраша волнует тема эволюции человека и Вселенной, возможность контакта с иными цивилизациями. Для раскрытия таких глобальных тем нужна особая музыка, основанная на современных технологиях получения и извлечения звуков. Нарабатывая мелодический материал, Сайраш одновременно искал аранжировщика и музыканта, способного взяться за эту тему. Через интернет он восстановил контакт со своей давней знакомой Ангелиной Ершовой, которая после Алма-Атинской консерватории закончила еще и Римскую по специальности современная электронная музыка, живет и работает в Италии. Сейчас она самобытный композитор и активно концертирующий музыкант. Ангелина с удовольствием взялась за работу вместе с коллегой Габриэлем Куйджем, и вот результат – двойной альбом «Формула Дрейка», два танцевальных альбома и альбом «Вибрации будущего», созданные на основе мелодий Сайраша.

Подобно стилистам в мире моды, каждый аранжировщик, саунд-дизайнер имеет свою индивидуальность, и это придает альбомам большое разнообразие, несмотря на один источник тематизма – от талантливого мелодиста Сайраша. Так, этнический характер музыки особенно ярко проявляется в альбомах «Кишкентай» и «Сонгы кеш», благодаря искусству выдающегося мультиинструменталиста Едиля Кусаинова и таланту аранжировщика Сатжана Шаменова.

Бережное отношение к темам автора отличает аранжировки опытного саунддизайнера и музыканта классических традиций Далела Халилова (альбомы: «Двадцать казахских мелодий», «Судьба солдата», «Во что я верю», «Старый браслет»). Во многих треках его альбомов приоритетом выступает камерность ансамбля скрипки, виолончели и фортепиано. В пьесах, программное содержание которых направлено на этнические образы, любовно высвечиваются тембры народных инструментов – домбры, сыбызгы, сазсырная.

Особое место в творчестве Сайраша и Д. Халилова заняли альбомы «Век Китая» и «12 татарских мелодий», в которых они попыта-лись проникнуть в особенности мелоса соседних народов.

Творческой удачей можно назвать сотрудничество Сайраша с известным в Казахстане джазовым музыкантом Виктором Хоменковым. В альбомах «Река жизни», «Пока бьется сердце», «Миражи», «Свет души» Хоменков сумел создать яркие и глубокие музыкаль-ные образы, обогатил темы Сайраша виртуозными импровизациями.

Свежо, оригинально претворяются ритмы и мелодические обо-роты казахской народной музыки, заложенные в темах композитора в альбомах «Дирижабль», «Алтай», аранжированных и исполненных В. Хоменковым и В. Насибулиным, в альбомах – «Страна степей, пу-стынь и гор», «Тамыр».

В стилистике современной роковой музыки сделаны альбомы «Наваждение» и «Hew Now», аранжировкой и исполнением которых занимались Э. Али-Кули-Заде и В. Поляков. Весьма интересным с музыкальной точки зрения получился альбом для двух акустиче-ских гитар «Voyage», где блеснул филигранной игрой на гитаре Э. Али-Кули-Заде.

Мастерски обработаны и исполнены казахские темы Сайраша альбомах, аранжированных и оркестрованных известным музы-кантом и композитором Виталием Михаэлисом из Германии. Ори-гинально в других альбомах звучат аранжировки Евгения Журкина, Игоря Божок, Адиля Баисбаева. В создании аранжировок, часто с привнесением собственной импровизационности, принимали уча-стие музыканты с большим опытом коллективного творчества: Эдуард Саршаев – саксофон, Андрей Пархоменко – труба, Чингиз Даулетов – тромбон, Константин Логвинов – флюгельгорн и многие другие.

Особого внимание заслуживает масштабная работа Сайраша – альбом «Казак ели», продюсером и аранжировщиком которого является опытный музыкант, композитор и звукорежиссер Александр Шевченко. В первой части этого проекта, состоящего из трех само-стоятельных блоков, повествуется об истории казахского народа от глубокой древности гунно-сакского периода до правления хана Кенесары. Великий Тюркский каганат, нашествие Чингисхана, ка-раваны Великого Шелкового пути, образы первых казахских ханов Джанибека и Керея, картина Аныракайской битвы, воссоздаются в темах Сайраша без какого-либо цитирования музыкальных знаков древних времен. Это субъективное, личностное представление и осмысление важных вех в истории народа.

Высокий пафос самой идеи произведения и оригинальность ее воплощения привлекли внимание смелого экспериментатора, маститого музыканта-скрипача и дирижера с мировым именем Марата Бисенгалиева. Маэстро записал со своим оркестром Алматы это произведение, преобразованное в симфоническую партитуру канадским музыкантом-оркестровщиком Дмитрием Вереласом. Запись диска осуществилась интернациональной командой звуко-режиссеров в составе Девида Равелла из Англии и Александра Шевченко, на одной из лучших частных студий страны. Далее в планах команды под руководством Марата и Александра – запись следующих двух частей трилогии, посвященных историческим пластам Советского периода и становления нового Независимого Казахстана. Так из мелодий Сайраша родилось масштабное симфоническое произведение сюитной формы с символичным названием «Казак Ели».

На примере творчества Сайраша, убедительно проявляется картина, как в плодотворном сотрудничестве, сотворчестве композитора, аранжировщика, оркестровщика, музыкантов солистов и оркестрантов и наконец – саунддизайнеров, рождаются новые треки, способные представлять не только самостоятельную художественную ценность, но и быть благодатным материалом для синтетических жанров театрального и киноискусства, различных зрелищных форм перфомансов и инсталляций.

Madeniet.kz