Сатыбалды Нарымбетов: Фильм – это как ребенок, который выходит на улицу

НОВОСТИ
1522

Художественный фильм «Аманат» посвящен репрессированному историку Ермухану Бекмаханову, который сделал научные выводы о периоде восстания под предводительством Кенесары Касымова. В интервью «Саясат» режиссер фильма Сатыбалды Нарымбетов говорит, что на создание фильма его подтолкнула стенограмма научной дискуссии вокруг докторской диссертации Бекмаханова.

- Сатыбалды, расскажите, почему именно сейчас вы решили снять фильм про историка Ермухана Бекмаханова?

- Когда Казахстан только обрел независимость, у нас была маленькая тоненькая книжечка по истории Казахстана. Наша история тогда начиналась с 1917 года. Мы не знали историю своей страны. В период суверенитета начался процесс самоидентификации, который охватил не только Казахстан, но и Россию, Грузию и другие постсоветские государства. То есть шел естественный процесс обращения к первоистокам. И одним из профессиональных историков, который как раз эти первоистоки изучил, был Ермухан Бекмаханов – человек, о котором я решил снять фильм.

Мысль снять фильм была давно, я собирал материалы для него долгое время. Я лично был знаком с его семьей, со старшим сыном Бериком Бекмахановым, который работал в кино. Я часто ездил к ним в гости, и лет семь назад, зайдя к жене Ермухана – Халиме, она подарила мне стенограмму научной дискуссии по докторской диссертации в Москве, которую обсуждали в течение пяти дней в Алматы в институте истории. Я полистал ее и отложил в долгий ящик, и только через два или три года, приводя в порядок свои документы, случайно наткнулся на нее. Прочтя ее от начала до конца, мне показалось, что это как будто был детектив. Мне стало интересно. До этого я мало что знал по этой теме – были какие-то случайные книги, реплики, заявления, но не более. Так появился фильм «Аманат».

Жена Бекмаханова дала свои дневники, переписку, помогла со сценарием. Все, что я взял оттуда, я постарался донести на экране, но есть один момент – политкорректность. Понимаете, было тогда такое время, поэтому я не должен этим прошлым через фильм кого-то упрекать, потому что это не в моих правилах. На 95% я постарался, чтобы фильм был правдивым. У поэта Олжаса Сулейменова есть такое выражение: «Я возвышаю степь, не унижая горы». 

- Для современников, в чем урок истории Бекмаханова, почему это актуально?

- Мне кажется, что он заключается в том, чтобы быть объективным по отношению к своим первоистокам, быть честным. Этого сейчас не хватает. Мы, молодое государство, у нас еще идет процесс самоидентификации. Шутя, я могу сказать, что мы не закончили свой автопортрет как нация. Мы должны закончить его и сказать, что есть такой народ - казахи. Пока только элита и политические журналисты, бизнесмены и граждане страны знают, что есть Казахстан. Я езжу по странам и по фестивалям, и простые люди за рубежом до сих пор, к сожалению, не знают, про Казахстан. И с этим надо что-то делать.

- Ожидаете ли вы резонанс от этого фильма?

- Это одному богу известно, хотя в Алматы и Астане была очень неплохая реакция. Я не берусь предвещать, но надеюсь.

- Критики или противники уже появились?

- После первых просмотров три или четыре мнения – циники. Но без них не интересно. Как я говорил ранее: «я не доллар, чтобы всем нравится». Так что кому-то нравится, а кому-то нет - это естественно. Фильм – это как ребенок, который выходит на улицу. А там уже люди говорят: «Фу, какой он черный» или «Да у него один глаз». Я спокойно отношусь к критике. Но если это было бы лет 35 назад, то, наверное, до утра бы доказывал, какой я талант (смеется).