Областной казахский драматический театрЗападно-Казахстанский областной казахский театр драмы начал с...
Жания Аубакирова: «Есть такое слово — «пахарь»! Это про меня»
С Жаниёй Аубакировой я познакомилась в 1981 году на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ташкенте. В гостинице нас поселили в один номер. Мне невероятно повезло! Это было очень приятное соседство, что на конкурсе особенно важно! Жания оказалась милой весёлой девушкой, и мы сразу подружились.
Жания представляла на конкурсе республику Казахстан, в то время это был единственный конкурс в стране (не считая, конечно, конкурса Чайковского), поэтому само участие в нём уже считалось большой победой. Это сейчас каждый может поехать на любой конкурс по своему выбору, тогда же мы проходили тяжелейшие отборочные состязания, состоящие из нескольких туров. Жания прошла на 2-й тур и стала первой казахской пианисткой, добившейся такого успеха. После Всесоюзного конкурса она была отобрана для участия в Международном конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже, где она выиграла Гран При. Таким образом, Жания стала гордостью не только Казахстана, но и всего Советского Союза.
Это было началом её блестящей карьеры. Жания вернулась на Родину, в Казахстан, а я, наоборот, уехала в Германию, и мы на долгие годы потеряли друг друга из вида. Но до меня доходили слухи о её потрясающих успехах не только на родине, но и во всем мире. Говорили, что она — самый известный и почитаемый музыкант в стране и много лет является ректором Консерватории в Алма-Ате (сейчас Алматы).
Встретились мы через много-много лет в Баден-Бадене.
С большим удовольствием представляю Вам гостя нашей Музыкальной Гостиной — Народную артистку Республики Казахстан, Лауреата Государственной премии мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, Лауреата Государственной Премии Республики Казахстан, Кавалера Ордена искусств и литературы Франции, обладателя премии Европейской унии искусств, Лауреата Независимой премии «Платиновый Тарлан», Кавалера Ордена Екатерины Великой II степени «За укрепление дружбы между Казахстаном и Россией» (список можно продолжать) — Жанию Аубакирову.
Жания, во-первых, спасибо, что ты нашла время для интервью, несмотря на твою невероятную нагрузку. Мне хотелось бы восполнить «пробел» и узнать, как складывалась твоя творческая жизнь после конкурсов?
Начала ли ты сразу преподавать или пришла к этому позже?
Мы так издалека начали, и у меня есть подозрения, что я и не вспомню те годы, вернее детали и подробности. На самом деле, с высоты прожитых лет кажется, что как будто только какой-то миг жизни пролетел… А когда просматриваешь записные книжки, тома органайзеров, понимаешь сколько сделано, прожито. Все начиналось и продолжалось одновременно: и победа на конкурсе Маргарет Лонг и Жака Тибо в Париже в 1983г., и через 2 года Гран-при на конкурсе камерных ансамблей (также в Париже), в это же время я уже преподавала в консерватории и активно начала гастролировать по миру после конкурса. Потом наступили «лихие» 90-е. Для меня они стали своеобразной «передышкой» от гастролей; во-первых, не до концертов, и вообще, не до культуры стало в наших странах, а во-вторых, пришло время создавать семью, родились детки, жизненные акценты сместились.
Тогда перескакиваем через этот период. Расскажи, как ты стала ректором консерватории?
В те же годы, когда стало понятно, что жизнь меняется и ты должен меняться вместе с ней, я задумала создать школу, которая бы работала по новым, современным методикам и технологиям в соответствии с вызовами времени. Я не была первопроходцем; в то время в стране начало развиваться частное образование, были интересные примеры, но среди людей искусства до сегодняшнего дня я — единственная, кто имеет «авторскую школу», в которой предоставляется полноценное образование по государственному стандарту, позволяющему поступать нашим выпускникам в любые вузы мира по любым специальностям. Я смогла выйти за рамки своего специализированного музыкального образования и создать новое в непривычной и неизвестной для себя сфере. Помню, как меня кто-то из новых коллег в тот период назвал «самообучающимся компьютером».
Сегодня моей школе уже около четверти века, она пережила много успехов и достижений своих воспитанников, также как и кропотливого, напряженного труда, сомнений, поисков и озарений потрясающего педагогического коллектива. Видя, что я активна и имею опыт в организационных делах, меня и назначили ректором консерватории, конечно, получив одобрение Президента страны.
Жания с Денисом Мацуевым, Международный конкурс Astana Piano Passion, г.Астана
То есть, тебя прямо назначили на таком уровне ректором! Вот это да! Это наверное было также связано с тем, что ты была единственной пианисткой в стране, получившей высокую премию на международном конкурсе?
Кажется, главным было то, что при наличии международных наград, я уже имела опыт административной работы. Наш «брат» обычно избегает такой ответственности…
Как тебе удается совмещать административную работу, преподавание и концертную жизнь? Наверное, у тебя в сутках не 24 часа, а значительно больше?
Этот вопрос — наиболее часто задаваемый мне. Я всегда честно отвечаю — мне не очень удается. На что интервьюеры смущаются и начинают мне доказывать обратное, имея на руках факты, много информации. Тогда я вынуждена соглашаться… Но ты же понимаешь, о чем я говорю? Мы, пианисты, привыкли по жизни к перфекционизму. Обычно мы не бываем удовлетворены своим результатом, и тогда, по-видимому, это нас двигает к высокому качеству. В консерваторской работе чем только не пришлось заниматься: ремонтами, заменой всего «парка» музыкальных инструментов, международными торговыми операциями, концертами коллективов консерватории по всему миру, строительством нового концертного зала… И, конечно, самая большая часть работы — это взаимодействие с государственными структурами, работа над законодательными или нормативными документами, регулярные совещания, инициируемые зачастую в качестве имитации бурной деятельности...Почти еженедельные поездки из Алматы в Астану, (а это 1000 километров только в одну сторону) — служебные командировки в министерства и ведомства страны. Полная голова забот, которые, в сущности, никогда не были особенно интересны творческим людям с нашим стремлением к свободному самовыражению и внутреннему сопротивлению следовать формальным инструкциям!
К чему у тебя больше лежит душа из твоих 3-х ипостасей? Что тебе, на твой взгляд, лучше удается?
По-моему, я уже начала отвечать на этот вопрос в предыдущем ответе. Больше всего я была счастлива, когда удавалось позаниматься. Когда программа начинала получаться, и удавалось вырваться на концерты. Когда получала приглашения на участие в концертах, фестивалях от международных партнеров, особенно потому, что из-за «тотальной» административной загрузки не могла встроиться ни в какие планы концертных агентов, обычно планирующих свою деятельность на год или на несколько лет вперед. Поэтому чаще всего приходилось заниматься организацией концертов самостоятельно, но с поддержкой спонсоров.
Я сыграла столько роскошных концертов в самых знаменитых залах мира, и очень благодарна за это зарубежным и казахстанским спонсорам и меценатам! Именно они позволили мне сохранить и продолжать развивать свою пианистическую идентичность. Также я очень счастлива, что смогла организовать учебный процесс в консерватории, который был направлен на практическую реализацию профессиональных навыков студентов. Что это значило? А то, что студенты уже с первого курса могли выезжать за рубеж и выступать в знаменитых залах Европы, Азии, США, принимать участие в международных конкурсах, конференциях, самых различных мероприятиях. Причём это касалось не только отдельных солистов, но и симфонического оркестра, и хора, и оркестра народных инструментов. Как часто мне говорили: ваши студенты не играют, как неопытные ученики — они уже готовые профессионалы! Но мы-то знаем, почему это так! Потому что мы с ними столько репетировали, чтобы добиваться этих результатов, всегда по несколько раз обыгрывали нашу программу во многих городах Казахстана.
Все это дало потрясающий результат, который довольно трудно получить другим, даже самым крупным консерваториям мира. Обычно на это не хватает средств и организационных усилий. Например, в большом зале Карнеги Холла я впервые играла с оркестром нашей консерватории! Как ты думаешь, было проще сыграть самой в этом легендарном зале, или было легче везти 100 человек за океан, чтобы сыграть с ними в LA, Сан-Франциско, в Бостоне, в Вашингтоне, в Нью Йорке? В тот год нашим турне занималось «IMG-Artist» — не самое «хилое» агентство. Наши студенты покорили английскую публику в знаменитом Barbican, в Konzerthaus в Берлине на фестивале «Young Euro Klassik», неоднократно в городах Италии, Южной Корее, в роскошных залах Пекина и Шанхая; с огромным и неожиданным для нас успехом в Санкт-Петербурге по приглашению Валерия Гергиева, а также в Москве, в Большом зале Московской консерватории. Почему для нас неожиданно? Потому что привыкли с детства, что московский, «питерский» слушатель — самый требовательный, строгий, не прощающий даже среднего уровня! Ехали, как на экзамен, особенно я как бывшая выпускница Московской консерватории. По-моему, нам поставили 5+, мне так показалось из-за оглушительных и восторженных аплодисментов публики!
А весь остальной бесконечный, трудный, драматичный, часто бессмысленный, полная засилья «бумаготворчества» процесс выполнялся мною с чувством долга перед страной, отраслью, коллегами… Я ушла в этом году из консерватории с чувством хорошо выполненной работы!
Фестиваль Progetto. Жания и Марта Агрерих (Martha Argerich), г.Лугано, 2014 г.
Ты ушла из Консерватории? Сколько же лет ты проработала бессменным ректором?
21 год... Сама не верю, что такое стало возможно в моей жизни! Но всему приходит конец, именно для того, чтобы началось что-то новое как в моей жизни, так и в жизни консерватории. Я ни о чем не сожалею, более того, тихо радуюсь, что избавилась от такого груза ответственности.
Охотно верю!
В Казахстане ты — звезда первой величины, тебя все знают, ты заслужила все высшие награды Казахстана. Как тебе удалось поднять значение и уровень Консерватории на такую высоту?
Есть такое слово — «пахарь»! Это про меня. Во всех странах и во все времена ценятся такие люди — их не так много, особенно среди знаменитостей, а я точно знаменитость в своей стране, меня даже на рынках узнают, на таможне или полицейские на дорогах. Точно, что широкое признание произошло не из-за того, что все любят классическую музыку или ходили на мои концерты. Широким слоям казахстанцев важно, что я своими зарубежными концертами прославляю Казахстан. Я не знаю других стран, в которых классические музыканты — скрипачи, пианисты, оперные певцы были бы так популярны, как в Казахстане! Это нас так окрыляет!
Вместе с тем, тех, кто бы сознательно «тащил» на себе административную ношу, совмещая с педагогической и концертной работой, абсолютно взаимоисключающими сферами, не так много в стране и мире. Аналогичных ситуаций почти не встречала. Либо не слишком знамениты, а если знамениты, то долго не выдерживают. Но в любом обществе есть понимание важности образовательной, культурной деятельности, и тогда общество и государство, сознательно или бессознательно, высоко оценивают такой труд, особенно когда он касается духовного воспитания молодежи, говорю без ложного пафоса.
Ты абсолютно права! Я не знаю ни одного знаменитого музыканта, который одновременно концертировал и был бы ректором консерватории. Этим ты и правда можешь гордиться!
Теперь о другом. Я знаю, что ты играла с Мартой Аргерих в 4 руки на её фестивале в Лугано. Как получилось, что Марта тебя пригласила, и как ты себя чувствовала в ансамбле с этой гениальной пианисткой?
Наш менеджер, Анна Зеленцова, большой фанат Марты Аргерих, и именно она стала вынашивать эту идею — познакомить нас и организовать концерт вместе с ней. Мне эта идея казалась фантастической и, в принципе, нереализуемой. Но, в конце концов, благодаря усилиям Ани, ее последовательным шагам, вере в свою идею все получилось. Честно говоря, я не в том возрасте, чтобы «фанатеть» от Марты Аргерих. Я даже внутренне сопротивлялась знакомству, идее совместной игры, как будто было неудобно вторгаться в жизненное и творческое пространство пианистки-«легенды» в сознании нескольких поколений пианистов, в том числе, и моего. Когда все удачно сложилось, и не только со мной, а еще и с несколькими педагогами и студентами консерватории (это был специальный концерт — презентация на фестивале), я по окончании все равно стеснялась попросить у Марты автограф на буклете. А наша молодежь и автографы взяли, и сэлфи сделали вместе с великой Артисткой — у молодости нет тормозов, и это хорошо!
Как я тебя понимаю! Тоже не могу просить сфотографироваться со знаменитостью. Наоборот, стараюсь убраться из кадра.
Это было так прекрасно встретиться с ней, играть, понимая, что она не только величайшая пианистка современности, которая с каждым десятилетием жизни играет все лучше и лучше, но и прекрасная личность с редкими человеческими качествами! Невероятно! Кажется, я знаю секрет ее феноменальности — она очень много отдает себя, делится своей энергией во многих смыслах, помогает людям, молодежи. В ее возрасте уже мало кто вообще играет, а она все прибавляет в качестве и глубине. Через год после Лугано мы встретились на ее концерте с Гидоном Кремером и Кремератой Балтика в Мюнхене, когда она пригласила меня на ужин после концерта, и всех своих поклонников и гостей настойчиво знакомила со мной, расхваливая меня как пианистку… и ректора! В прошлом году перед сольным концертом в Женеве получила от нее открытку с пожеланиями удачного концерта! Я никогда и представить себе такого не могла!
Да! Это потрясающе! Хотя ты это и заслужила.
Помимо всего прочего, ты ещё часто сидишь в жюри разнообразных конкурсов. Твоё отношение к конкурсам вообще и к вопросу о том, возможно ли справедливое распределение премий.
Демократия — не самая совершенная форма организации общества, но ничего лучше человечество еще не придумало. Что-то типа этого можно сказать и про конкурсы. Молодежь любит соревноваться — ей надо через это пройти. Конкурсы за последние десятилетия потеряли прежнее значение, но все равно как-то продолжают стимулировать молодежь. В сентябре была в Ханое, не такой крупный, не такой известный международный конкурс, но сколько шикарных пианистов услышала, в том числе и совсем молодых. Участников было много из разных стран Европы и США, но все они были азиатского происхождения. Недавно в «маленьком» по меркам Китая 4-млн. городе Xiamen, играла с оркестром и давала мастер класс в их консерватории. Честно говоря, была подавлена их «субпровинциальным» уровнем… Азиаты все больше и больше доминируют.
Да, ты права! Если посмотреть на имена победителей всех конкурсов, просто бросается в глаза доминирующее количество азиатских музыкантов!
Иногда работа в жюри конкурса утомляет, вернее, усыпляет от того, что участники слабоватые. Раньше молодежь как-то более требовательно относилась к себе, к оценке своего уровня. Но конкурсов стало так много, что каждый может найти по своему вкусу и уровню. Есть много молодежи, усыпанной званиями победителей международных конкурсов, а все вокруг знают, что это ничего не значит, уровня им не достает. Очень люблю конкурсы камерных ансамблей, на них я не засыпаю — значит, играют хорошо!
Что ты думаешь об организации концертной жизни сегодня?
Ничего особенного не думаю. У каждого свой путь, своя судьба. В мире стало слишком много музыкантов. Всем надо самостоятельно или с чьей-либо помощью пробиваться — большинству очень трудно. Но игра на инструменте, на рояле, в частности, такая привлекательная вещь! Миллионы музыкантов штурмуют подступы к большой сцене и наслаждаются этим процессом. В одном Китае 50 млн. пианистов! Даже если цифра преувеличена, все равно, это — громадная армия! Все хотят, чтобы их слушали, аплодировали, восхищались, приглашали в разные страны, платили гонорары…
Да, во всем мире не наберется столько миллионов слушателей, сколько музыкантов в одном Китае.
Ещё один очень важный вопрос. Кроме того, что у тебя блестящая профессиональная карьера, у тебя ещё и успешная личная жизнь. Ты — жена, мама и бабушка. Как это все умещается в жизни женщины?
Дома, с семьей — это лучшие и редкие моменты жизни. У таких «сумасшедших», или, скажу помягче, увлеченных работой людей, времени на нормальную человеческую жизнь, обычно, не бывает. Может быть, сейчас, когда меня освободили от рутинной административной работы, появится больше времени на своих любимых. Хотя пока еще ничего не изменилось в смысле занятости. Нагрузка, правда, приятная, творческая, но она только увеличилась. Но, надеюсь, все сбалансируется. Уже внуки подрастают такие сказочные! Семья — это главное в жизни. Мне повезло.
Стандартный вопрос: твои планы на будущее.
После того, что я за последние два года 200 дней была вне дома, сыграла более 50 концертов с сольным и камерным репертуаром, сыграла 6-7 разных программ, в том числе, концертов с оркестром, дала мастер-классы в разных странах, организовала по крайней мере 5-6 крупномасштабных международных и казахстанских проектов, хочется хоть чуть-чуть побыть нормальным человеком, а не садиться постоянно в самолет и испытывать трудности с переменой часовых поясов. Но впереди концерты с оркестрами — в программе второй фортепианный концерт Шопена и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова в Казахстане и в Измире, камерные концерты с выдающимися музыкантами, а также с талантливой молодежью, мастер-классы в Японии, Южной Корее, много ещё разных планов. В начале 2019 года, наконец, презентую свою книгу, которую должна была закончить еще два года назад, но из-за постоянной «гонки» не получилось.
И последний вопрос ты можешь задать себе сама. Что бы ты хотела у себя спросить?
Все время себя спрашиваю: что я понимаю в этой жизни? Кажется, до чего-то дошел, открыл очередную истину… А потом проходит время и ты опять у подножия горы — ничего не понятно! В этом стремлении хоть что-то понять, как мне кажется, и кроется смысл жизни.
Беседовала Елена Кушнерова, специально для журнала "Этажи"
январь, 2019
Жания Аубакирова (фортепиано). Окончила Московскую государственную консерваторию им.П.И.Чайковского и аспирантуру по классу «фортепиано» (класс профессора Льва Власенко). Обладатель Гран-при и специального приза «За лучшее исполнение произведений современных французских композиторов» на Международном конкурсе Маргарет Лонг и Жака Тибо (Франция, 1983 г.) и Гран-при Международного конкурса камерных ансамблей (Франция, 1985 г.). Успешно руководила более 20 лет ведущим музыкальным вузом Казахстана – Казахской национальной консерваторией имени Курмангазы. Она инициатор множества культурно-образовательных проектов. Некоторые из них: Авторская школа Жании Аубакировой, Международный конкурс пианистов в Алматы, открытие первого в Средней Азии Радио классической музыки, организация крупных международных проектов в Казахстане и за рубежом и др. За активную деятельность в сфере культуры и образования Жания Аубакирова удостоена многих наград: Народная артистка Республики Казахстан, Лауреат Государственной премии мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации, Лауреат Государственной Премии Республики Казахстан, Кавалер Ордена искусств и литературы Франции, обладатель премии Европейской унии искусств, Лауреат Независимой премии «Платиновый Тарлан», Кавалер Ордена Екатерины Великой II степени «За укрепление дружбы между Казахстаном и Россией», Орден за заслуги перед культурой Республики Польши, Орден Президента Республики Польша «Золотой крест Заслуги».
Елена Кушнерова — пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского. Занималась также у Б. А. Шацкеса. Большое влияние на неё оказал композитор А. Л. Локшин, написавший специально для неё Вариации (1982 год). Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. С 2002 года является артистом Стейнвея (Steinway Artist), с 2006 — постоянным приглашенным профессором Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония). В 2015 году награждена в России медалью "За вклад в развитие музыкального искусства". В настоящее время проживает в Баден-Бадене (Германия) и Нью-Йорке — НЙ (США) Е.К. также пишет рассказы. В 2016 награждена дипломом "Автор года 2015" в двух категориях за свои рассказы в сетевом портале "Заметки по еврейской истории" и "7 искусств», автор книги «Песни странствующего подмастерья» (Arcus NY, 2018). Редактор рубрики "Музыкальная гостиная" в журнале "Этажи".