ТОРГОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУЛТАНА СУЛТАНМАМЕТА

духовность
670

Султанмамет султан был одним из влиятельных султанов кыпчакского улуса, кочевавшего в Среднем Прииртышье. Приходился двоюродным братом хану Абылаю. Вел активную торгово-хозяйственную деятельность. Он, его дети, другие султаны и батыры жили в небольших поселениях - аулах. Необходимость прокормить большое количество скота (а их у Султанмамета и сына Караша было 20 тысяч голов только одних лошадей - авт.) заставляла прииртышских казахов постоянно делиться на небольшие поселения аулыВ ауле было примерно 5-10 хозяйств. В частности, аул самого Султанмамета состоял из 8 юрт, из которых 3 – хозяйские, а 5 - для прислуги и пастухов. Как правило, в одном ауле жили близкие родственники, не считая прислугу из числа пленных калмыков и джунгар. Султанмамет после женитьбы отделял своих сыновей в отдельные аулы. Иногда его дети, управлявшие различными казахскими волостями, жили от него на расстоянии несколько десятков или сотен верст. Например, Урус, управлявший басентиновской волостью, имел кочевья на расстоянии 200-300 верст от него вверх по Иртышу.

Аул Султанмамета носил его имя, а аулы его детей – их имена. К примеру, на правом берегу Иртыша в начале 1802 года появилось небольшое поселение его сына Шаншара, называемое в народе и архивных материалах «аулом Шаншара». При росте числа бедняков численность аула росла. Такие крупные скотовладельцы, как Султанмамет, не могли позволить скопления в одном месте богатых и состоятельных сородичей.

При выборе мест для поселения Султанмамет учитывал и наличие водных источников - рек и озер. Воды у него было в избытке. С начала 60-х годов XVIII века он получал возможность временных перекочевок на правый берег Иртыша или приближения к Иртышу на 10-верстную полосу реки с уплатою ремонтной пошлины. 

В летнее и зимнее время Султанмамет и его дети жили в юртах. Зимой юрту покрывали несколькими слоями войлока и обкладывали снегом. Самым почетным местом в юрте считался төр - место напротив входа. Сюда усаживали самых уважаемых и почетных гостей. Во дворе у Султанмамета и его сыновей имелась хозяйственная постройка - шошала (куполообразное холодное строение - авт.). Здесь хранили мясо и другие продукты питания, а также варили. Оставшиеся на зимовьях домашние животные ночью содержались в помещениях «малқора». Как правило, помещения для скота вплотную примыкали к зимнему жилищу. Таким способом было легче защитить скот от нападения волков и грабителей. Для содержания скота в зимнее время Султанмамет регулярно просил скирды сена, как правило, не получая отказа от пограничных властей. 

Основным хозяйственным занятием Султанмамета было кочевое скотоводство. Он кочевал на различные расстояния. Если раньше он мог откочевать на расстояние до тысячи верст и более, то российская власть, построив для него в 1778 году постоянный жилой дом, старалась держать Султанмамета и подвластных ему людей недалеко от Иртышской линии. Разрешение на зимние кочевки на правом берегу Иртыша Султанмамету и другим прииртышским султанам на постоянной основе было получено в 1771 году и объяснялось тем, чтобы держать его и других старшин под неусыпным контролем и вниманием. Через 50 лет некоторые из его внуков и правнуков кочевали на расстояния до 400-500 верст в летнее время в степную сторону, а к зиме находились недалеко от Иртышской военной линии. Но значительная часть его потомков на рубеже XVIII-XIX веков постоянно находилась на правобережье Иртыша и ареал их кочевания сократился до 50-70 верст, учитывая запреты царизма не приближаться к селениям и городам Алтайского Горного округа. 

Скотоводство приносило Султанмамету и его людям пищу. Шкуры овец, жеребят, коз шли на выделку кож для одежды и обуви. Овечья и верблюжья шерсть использовалась для выделки войлока, армячины, веревки, тесем и ковров. Шерсть коз – на приготовление шали. Из кожи изготовлялись ведра для воды (кауга) и емкости для кумыса (саба). Даже топливо (тезек) получалось за счет разведения скота. В основном, разводили лошадей, овец и верблюдов. С конца XVIII века получил заметное распространение и крупный рогатый скот. 

Казахские лошади, которыми владел Султанмамет, были низкого роста, широкогрудые, покрытые длинной шерстью. Они были хорошо приспособлены к круглогодичному пастбищному содержанию. Отличались большой выносливостью, быстротой бега и силой. Казахская лошадь могла в течение 10-15 часов с небольшими перерывами и без корма преодолеть до 150 верст расстояния. Лошадь снабжала казахов мясом, кумысом; использовалась для верховой езды и сельскохозяйственных работ. 

Султанмамет был весьма состоятелен, как и его дети. Богатство его исчислялось, в первую очередь, лошадьми. В случае бескормицы или джута он мог быстро откочевать на внутреннюю сторону пограничной линии, на правобережье Иртыша. В случае конокрадства со стороны российских властей он мог быстро их вернуть. Свои же подвластные люди не рисковали воровать у него скот. Военные лица, зная его общение с высшим руководством края, также опасались красть у него скот. По каждой украденной лошади он вступал в длительные и утомительные для чиновников переписки с региональными властями. Это не могли не видеть военные на Иртышской линии и крестьяне на внутренней стороне. О том, что Султанмамет был весьма состоятелен, свидетельствует рапорт коменданта Ямышевской крепости секунд-майора Ф. Шахова командиру Сибирского корпуса генерал-поручику Н.Г. Огареву от 8 января 1788 года о перепуске конских табунов казахов зимой 1787/1788 года с приложением подробной ведомости. Тогда на внутреннюю сторону Иртышской линии Баркеев, старшина басентиновской волости ведомства султана Шаншара, с братьями и брат Шаншара Таймас перегнали 8000 лошадей при 35 табунщиках. Кроме того, и «в районе станицы Черное находилось старшины Басантеинской волости Урус-султана ево и его сыне Татене 7000 лошадей при 50 табунщиках. У Султанмамета и его сына Караша было 20 000 голов лошадей при 100 табунщиках» [1, лл. 40-42]. 

Как видим, у Султанмамета и его сына Караша, который находился вместе с ним в одном ауле, было значительное количество лошадей. Скрыть действительное количество своего скота Султанмамет с сыном Карашем не могли, и это не было в их интересах. В случаях конокрадства на российской стороне никто не мог гарантировать ему возмещения. Поэтому он передавал действительное количество поголовья своих лошадей, а их принимал или считал военный, служивший на Иртышской военной линии. 

Более того, скота у Султанмамета могло быть и больше, ибо не весь свой скот он перегонял на правобережье Иртыша. По крайней мере, небольшое поголовье лошадей могло оставаться при нем. Это была повседневная практика богатых степняков, когда с целью сохранения своего скота, они разбивали его на несколько частей. Иногда отдавали обедневшим сородичам, которые всегда могли вернуть им их обратно. Поэтому с уверенностью можно сказать, что Султанмамет и его дети были богаты и самодостаточны. В этом заключалась его относительная недосягаемость для российских властей и материальная независимость от остального степного социума, что могло позволить ему вести независимую внутреннюю и внешнюю политику. 

Есть основания предположить, что в последующие годы количество скота у Султанмамета пошло на уменьшение. Во-первых, казахи не были искусны в торговле с представителями Российской империи, Китая и среднеазиатских государств. Во-вторых, царизм имел четкую инструкцию повлиять на уменьшение скота у казахов. Это им нужно было для того, чтобы в перспективе сделать из них бедных и подконтрольных оседлых жителей («неприметным образом некоторую скудость в скоте и лошадях им навести») [2].



Кстати, это можно усмотреть и из Указа Российской Коллегии Иностранных дел от 21 марта 1762 года, когда вышла инструкция о том, чтобы «для содержания их (казахов – авт.) в постоянной преданности к России необходимо приложить старание к «изнеживанию», для чего «незаметным образом навести некоторую скудость в скоте и лошадях, так как чем меньше у киргизов будет скота и лошадей, составляющих их главное богатство, тем меньше и опасности и беспокойств от них может быть» [3]. Для чего, с подсказки командующего Сибирскими линиями были предложены следующие шаги, которые и потом практически реализовывались. Во-первых, не озлоблять казахов, давать им «удовлетворения во всех их просьбах», а также дозволять им кочевать вблизи Иртышской линии. Во-вторых, всех выбегающих людей на линию возвращать обратно казахам. В-третьих, знатным степнякам недалеко от линии строить деревянные дома с крытыми помещениями для мелкого скота. В-четвертых, всемерно развивать сенокошение, чтобы их лошади отвыкли от круглогодичной тебеневки, когда «лошади и скот, выращенный в сене, отвыкнут от зимней тебеневки и тогда излишнее число скота перевестись может» [3, С. 90]. Кстати, все эти планы были реализованы и казахи со временем не только стали бедными, но и полностью зависимыми от Российской империи. Особенно люмпенизировались прииртышские казахи; а также потомки Султанмамета и им подвластные казахи применительно к первой половине XIX века, занимавшие преимущественно земли Баянаульского внешнего округа, о чем писал Ч.Ч. Валиханов: «Баянаульский округ, без сомнения, самый бедный в области сибирских киргизов» [4]. На наш взгляд, обеднение потомков Султанмамета произойдет не только от проводимой политики царизма, направленной на ухудшение их благосостояния, но и появление Баянаульского внешнего округа и запреты кочевания на правобережье Иртыша, начиная с середины XIX века. 

Судя по косвенным архивным материалам можно заключить, что рогатый скот был мелкой породы – казахской и калмыцкой, да и то в небольшом количестве. Из-за того, что люди Султанмамета не могли косить траву, трудно было его содержать на подножном корму в холодную зиму. Некоторое увеличение крупного рогатого скота было замечено у подвластных Султанмамету казахов в 1771 году, когда у отступавших волжских калмыков они отбили некоторое количество этого вида скота. Без запасов сена трудно было держать в большом количестве коров и овец, поэтому в 1776 году Султанмамет султан активно развивает сенокошение, для чего он просит российскую сторону прислать косцов. Об этом свидетельствует письмо Султанмамет султана командиру Сибирского корпуса генерал-майору А.Д. Скалону от 24 июля 1776 года с просьбой прислать десять человек для помощи в покосе сена: «Чрез сие прошу, как ныне наступило сенокосное время, прислать ко мне для той поставки сена ис Коряковскаго фарпоста людей десеть человек с косами, х коим присовокупя я и своих работных людей, которые вместе ту поставку и производить будут» [5, л. 59 об.]. 

На это региональные власти решили «предложить, чтоб для поставки сена послать с косами колодников 5 человек … для киргисцов с ними отправить. Около ево дому до кочевья других киргисцов не допускать, и сена никому не косить, а какой в постройке того дома успех происходить, рапортовал бы» [5, л. 59 об.]. 

Верблюдов у Султанмамета было немного. Он их использовал для перекочевки и перетаскивания домашнего скарба и юрты. Были преимущественно двугорбые («айыр» или «бактриан»). Они были более приспособлены для местных условий, так как имели густую шерсть. Верблюд мог в течение нескольких дней обойтись без воды и корма, пить соленую воду и есть колючие кустарники. В случае кражи или утери верблюдов Султанмамет немедленно обращался к крепостным начальникам об их скором отыскании и возвращении. По-видимому, поголовье верблюдов у него несколько увеличилось после успешных сражений с калмыками в 1771 году.

Овцы у Султанмамета имелись, но по архивным данным не известно их количество. Известно, что он разводил грубошерстную и курдючную породу овец. Последние были выносливы, легко переносили жару, холод и голод. Были приспособлены к зимней тебеневке. Но иногда родственники Султанмамета просили у пограничного начальства сена для мелкого скота. С такой просьбой обращалась 10 ноября 1772 года жена Урус султана Алтун Ханбабаева командиру Сибирского корпуса генерал-поручику И.А. Деколонгу в условиях отсутствия своего мужа и отъезда его к Абылаю: «Ныне же у нас на поле корм весьма худ, да почти и совсем онаго нет. В таком случае покорно прошу вашего высокопревосходительства для мелкаго нашего скота приказать откуда-нибудь отпустить две скирды сена» [6, л. 310-310 об.]. 

Самыми страшными для казахов были джутыИногда гололедица и бескормица могли уничтожить весь скот. Животные не могли пробить толстый слой ледяной коры и гибли от голода тысячами. По Султанмамету в архивных документах не обнаружены случаи массовой гибели скота: по-видимому, он от этой природной напасти спасался откочевкой в другие регионы или - переходом на правобережье Иртыша, поскольку он находился в добрых отношениях с российскими властями и еще с 1771 года ему было разрешено в зимнее время перейти на правый берег Иртыша с уплатой пошлин и выполнением ряда условий. 

Султанмамет султан и его дети земледелием вплоть до конца XVIII века не занимались, так как это была не участь богатых скотовладельцев, которые презирали оседлый образ жизни. Одним из первых из потомков Султанмамета, приступившим к земледелию был Татен Урусулы (1793-XIX век), управитель басентиновской волостью. Как пишет известная ученая Аполлова Н.Г., к 1808 году султан Татен Урусов, находясь в урочище Ключи (правобережье Иртыша – авт.), первым из числа своих родственников начал заниматься хлебопашеством [2, С. 226]. 

Султанмамет и ему подвластные казахи занимались охотой. Иногда не хватало свинца. В таких случаях он, выражая свое почтение и уважение к российской стороне, просил прислать свинца для охоты на диких птиц, которыми изобиловали озера и реки Среднего Прииртышья. Это видно из письма Султанмамета командующему войсками на Сибирских линиях генерал-майору фон Веймарну от 23 сентября 1760 года: «Киргис-кайсацкой Средней орды от надежного вашего Салтамаметь-салтана: г-дин генерал-майор Иван фон Веймарн … казацкая великая орда, хотя в дальном от вас расстоянии живет, токмо надежна … Просим, как у нас здесь много птиц, то для стреляния оных прислать к нам свинцу» [7, л. 250 об.]. Один из известных российских исследователей XVIII века И.Г. Андреев, который воочию наблюдал за жизнью и бытом своего друга Султанмамета, писал: «Промыслы имеют по большей части зверей, которых по степям, конскою гоньбою, как то волков и лисиц, ловят; равно и стреляют из ружей, как-то: козлов, сайгов, маралов, зайцев и в каменистых лесных массивах – медведей. Птиц из ружей стреляют весьма мало, а чрезвычайно довольно имеют на то ястребов; для зверей же - больших орлов, называемых беркутами. Потому же волков и лисиц ловят капканами» [8, С. 97].

В хозяйстве прииртышских казахов охота носила подсобный характер. Султанмамет занимался ею для развлечения. Для охоты использовались ловчие птицы, борзые собаки, капканы, петли и т.д. Как видно из данных И.Г. Андреева повсеместно охотились на волков, лисиц, козлов, сайгаков, зайцев и т. д. Шкуры пушных зверей реализовывались на сатовках. 

Султанмамет был инициатором многих «сатовок». Так, с самого начала создания десятиверстной полосы вдоль левого берега Иртыша султан начал торговую деятельность с жителями крепостей. В рапорте коменданта Ямышевской крепости полковника А.Д. Скалона в адрес командира Сибирского корпуса генерал-поручика И.И. Шпрингера было отмечено, что в период с 18 по 24 января 1765 года была начата сатовка с казахами в крепости Ямышевское, в том числе и с людьми Султанмамета султана в количестве 25 человек. Со стороны россиян были, в основном, бухарские купцы, осевшие в сибирских городах: Тобольске, Таре. Были и русские торговцы в лице тобольского купца Григория Нечаева. Со стороны людей, подвластных султану, были следующие товары: шкуры корсаков, лисиц, волков; лошади; войлок; серебро и т. д. Россияне предлагали тогда сукно, казаны, таганы, кораллы и т. д. [9, л. 188-188 об.].

Зачастую торговлю с россиянами инициировал сам Султанмамет или кто-то из его сыновей, являющихся управителями разных волостей. В условиях кочевой жизни приезд российских и бухарских купцов степнякам был весьма удобен. Это видно из письма Уруса, сына Султанмамета, который управлял басентиновской волостью, на имя генерала Станиславского от 14 марта 1771 года: «… просим для сатовки к нам прислать купцов. А у нас в летнее время бывают для той сатовки ташкенцов и бухарцов довольно» [10, л. 94-94 об.].



Российский исследователь XVIII века Георги о торговле казахов на территории Среднего жуза писал следующее: «Все надобное для житейских выгод получают они (казахи – авт.) через торги с Россией, Бухарою, Хивою и другими соседними странами» [11, С. 44]. 

Основными местами торговли Султанмамета и его людей с Россией были приграничные крепости Омск и Семипалатинск. На рынок казахи поставляли скот, продукты скотоводства, изделия из скотоводческого сырья и меха. Основную массу привоза российских товаров составляли хлеб, крупы, ткани, сукно, выделанные кожи и металлические изделия. В казахско-российской торговле был ряд особенностей: во-первых, торговля носила меновой характер, так как денег в обращении у казахов было очень мало. Во-вторых, торговля была неэквивалентной. В самое короткое время российские торговцы могли сколотить большое состояние. К примеру, за 18 метров холста, стоившего около 75 копеек, российские торговцы получали лошадь и быка. Последние перепродавались в России за 12-15 рублей. В-третьих, в казахскую степь поступали товары очень низкого качества. По этому поводу известный российский исследователь XVIII века П. Паллас писал следующее: «киргизцы не очень искусны в торгу и берут при промене много худых товаров и всякой мелочи, то русским купцам приходит от них великая прибыль» [11, С. 95].

Султанмамет просил региональные власти открывать постоянные места для торговли, в которой могли принять участие казахи, военные из крепостей, представители Средней Азии. Контроль за последними он осуществлял сам. Так как они проезжали через казахские степи, то исправно платили ему пошлину. За это они получали безопасность и сохраннность своих товаров. К примеру, 13 сентября 1772 года он обратился к  командиру Сибирского корпуса генерал-поручику И.А. Деколонгу с просьбой о строительстве менового двора напротив Ямышевской крепости, гарантируя и приезд ташкентских купцов, куда доступ россиян был несколько ограничен и не безопасен: «При сем вашего высокопревосходительства прошу, чтоб учредить и построить для сатовки против крепости Ямышевской за рекою Иртышем меновной двор, где б могли приезжать на оной как наши киргисцы, а не меньше б и ташкенцы. И если на сие мое прошение о постройке двора уведомление получу, тогда я как ташкенцам, чтоб оные на оной для торгу приезжали, так равно и своим киргисцам нарочно знать дам» [6, л. 180-180 об.].

Надо признать, что обращения султана Султанмамета часто достигали своей цели. Российская власть, с целью приблизить степняков, охотно открывала меновые дворы при крепостях, от которых она могла получать и прибыль в виде пошлин. Россияне могли за недорогую цену купить товар у степняков и торговцев из Средней Азии. Еще в 1745 году султаны Абылай и Султанмамет обратились к сибирским властям об открытии торга в Ямышевской крепости. Это обращение было связано с крайней недостаточностью у казахов хлеба, сукна, ножей, удил и топоров. В свою очередь, население иртышских крепостей нуждалось в восстановлении конского поголовья, крупного рогатого скота, нередко погибавшего от сибирской язвы. Поэтому в этом же году генерал Киндерман разрешил торговлю в Семипалатинской и Ямышевской крепостях. Казахи привозили для торговли овчину, тулупы, шкуры лисиц и корсаков, сайгачью кожу, войлок, баранов, быков и лошадей. В торговле участвовали казахи, русские, среднеазиатские купцы и даже джунгары. Но во время военных набегов джунгар торговля в крепостях временно прекращалась [12, С. 399-400].

С целью формирования устойчивых связей между кочевым населением и русскими в 1764 году в пограничных крепостях стали выдавать деньги для угощения казахской знати. С 1783 года на пограничной линиии стали строить мечети и караван-сараи для приезжих казахских и среднеазиатских торговцев. На сатовки регулярно приезжали подвластные Султанбета, Уруса и других его сыновей. Иногда случались откочевки от Иртышской линии, и это событие настораживало российскую власть, так как она боялась массовых откочевок казахов в пределы Китая, поскольку китайская власть активно приглашала степняков в свои новые владения, освобожденные от джунгар, особенно после 1767 года, когда казахам за уплату пошлины разрешили свободно кочевать на китайской стороне. Такой эксцесс случился в 1788 году, когда казахи Султанмамет султана не захотели кочевать ближе к российским границам из-за оспы. Это можно усмотреть из письма Султанмамета генерал-поручику Н.Г. Огареву от 6 декабря 1788 года о распространившейся среди военных на Иртышской линии оспы и кочевании казахов вследствие этого в некотором отдалении от Иртыша: «Прежде сего даваны от меня были в залог верности аманаты, но и ныне бы оных дать подлежало. Но на линии ваши люди находятца многия в оспе, а мы ее весьма опасаемся, то прикажите тех аманатов от меня не требовать. А как по опасности той оспы все киргисцы ныне кочуют в степи, и при линии кроме старшины Атагая Ниязова никово нет, да и он кочует против станца Пещанова, однако на зарешной же стороне» [13, лл. 486-487]. 

Региональное руководство с мнением султана согласилось: аманатов в эту зиму брать не стали. Несмотря на то, что Султанмамет находился далеко от Омска, он просил летом 1773 года генерала Деколонга, чтобы пропустили казахов в Омскую крепость «еще с месяц для сатовки, я своих киргизцев в крепость Омскую намерен послать с баранами и протчим скотом» [2, С. 336].

Из данного письма видно, что влияние султана распространялось и на казахов, которые кочевали недалеко от Омска, несколько далее от кыпчакского улуса. 

Есть достоверные сведения и о том, что в 1788 году Султанмамет, прочно обосновавшись на левобережье Иртыша, перенеся свой дом, активно занимался не только торговлей на меновых дворах Иртышской линии, торгуя скотом, кожей, но также приступил самостоятельно к сенокошению, в котором ему активно помогал его сын Сеит [2, С. 242]. 

Таким образом, Султанмамет активно занимался торгово-хозяйственной деятельностью. Был посредником в торговле России и среднеазиатских купцов. Был инициатором многих сатовок. Известен как один из крупнейших скотовладельцев прииртышского региона, имея около 20 000 одних только лошадей, неплохо приспособленных к круглогодичной тебеневке. Он одним из первых приступил к сенокошению. Занимался также охотой как и люди, подвластные ему.


Литература:

1. ГАОО, ф. 1, оп. 1, д. 249, лл. 40-42.

2. Аполлова Н.Г. Хозяйственное освоение Прииртышья в конце XVI-начале XIX в. – М.: Наука, 1976. - С. 229.

3. Крафт И.И. Сборник узаконений о киргизах степных обалстей. 1730-1898. - Оренбург, 1898. - С. 90.

4. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. - Алма-Ата, 1961, т. 1. - С. 533.

5. ГАОО, ф. 1, оп. 1, д. 201.                                

6. ГАОО, ф. 1, оп. 1, д. 176. 

7. ГАОрО, ф. 3, оп. 1, д. 56.

8. Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков. - Павлодар, 2006. - т. 26.

9. ГАОО, ф. 1, оп. 1, д. 132.

10. ГАОО, ф. 1, оп. 1, д. 173.

11. Российские академические экспедиции XVIII в. Об этнографии казахов. - Павлодар, 2006, т. 25. - 240 с.

12. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная карта для русских людей. Киргизский край. – СПб., 1903, т. 18. – С. 399-400. 

13. ГАОО, ф. 1, оп. 1, д. 250, лл. 486-487.


Кабульдинов Зиябек Ермуханович, д.и.н., профессор

Байжуманова Замзагуль Бекежановна

АННОТАЦИЯ

Авторы посвятили свою статью жизни и деятельности султану в Среднем Прииртышье Султанмамету. Из архивных материалов было известно, что султан вел активную торгово-хозяйственную деятельность. Султанмамет известен как один из крупнейших скотовладельцев прииртышского региона, первым приступил к сенокошению, занимался также охотой, как и люди, подвластные ему. Султанмамет смог установить хорошие политические отношения с царским правительством и китайской администрацией, что помогло открытию многих сатовок.

Ключевые слова: Султанмамет, хозяйство, богатство, охота, Российская империя.


АҢДАТПА

Авторлар өз мақаласын Ертістің Орта аймағының сұлтаны Сұлтанмаметтің өмірі мен шығармашылығына арнайды. Мұрағат құжаттары көрсеткендей, сұлтан белсенді сауда-шаруашылық қарым-қатынасын жүргізген. Сұлтанмамет ертіс өңіріндегі ең ірі мал шаруашылығы иелерінің бірі, бірінші болып шөп шабу ісімен айналысып, өзі және қол астындағылары аң аулау кәсібімен де шұғылданады. Сұлтанмамет патша үкіметі және қытай әкімшілігімен жақсы саяси қарым-қатынас орнатуының арқасында көптеген сауда-саттық орындарды ашуға қол жеткізеді.

Кілт сөздер: Сұлтанмамет, шаруашылық, байлық, аң аулау, Ресе империясы.


ANNOTATION


The authors in their article devoted the life and activity of the Middle Irtysh Sultan – Sultanmamet. From the archival materials it was known that the sultan led an active trade and economic activity. Sultanmamet is known as one of the largest cattle owners in the Priirtysh region, he was the first to start mowing, was also engaged in hunting, like people under his control. Sultanmamet was able to establish good political relations with the Tsarist government and the Chinese administration, which helped to open many places for trade.

Key words: Sultanmamet, economy, wealth, hunting, Russian Empire.